Двукратная чемпионка Европы, серебряный и бронзовый призер чемпионатов мира, скип сборной России по керлингу Анна Сидорова оказалась заперта на самоизоляции в доме своих родителей под Москвой. С курами, собакой и позитивным взглядом на ситуацию. «Я умею замечать хорошее», — призналась нам Анна. А еще мы поговорили о женских проблемах на карантине, о возобновляющемся в ближайшее время допинг-тестировании и об Олимпиаде в Пекине, куда сборной, в том числе и керлингистам, придется, вероятнее всего, поехать без флага.
— Анна, вы недавно написали пост в инстаграме, где подписчикам задавали вопрос, что они думают о ситуации, в которой мы все оказались. Это проявление тревоги?
— Не могу сказать, что это было проявление паники. Скорее, попытка понять, что происходит. С возрастом перестала любую ситуацию, начиная от бытовых проблем и заканчивая общемировыми, рассматривать только с одной стороны. Мне было интересно посмотреть, что думают обычные люди, какие у них страхи, какое мнение. Мы все живем сейчас под информационным давлением, но у каждого на этом фоне есть свое видение. Хотелось просто услышать мнение людей.
— Сложилась какая-то картина?
— Увидела очень много противоречивых сообщений. У каждого свои истории, свой опыт. Мнения слишком сильно разнились. Но результат, наверное, был ожидаемый.
— Вы сами боитесь?
— Не скажу, что есть страх, но и никогда не считала, что никакой угрозы не существует. Просто соблюдаю все меры предосторожности, но больше не из-за того даже, что это может коснуться меня, а потому что могу стать переносчиком. Но я ни с кем особенно не контактирую, кроме родителей, у которых сейчас на самоизоляции живу за городом.
— За городом все гораздо легче переносишь.
— Да, здесь мне хорошо, не чувствуешь давления четырех стен. Есть участок, есть где погулять с собакой. Когда езжу в магазин за продуктами, использую маски, перчатки, антисептик. Это уже стало рутиной.
— За городом самоизоляция действительно легче переносится, но это все равно жизнь в условиях замкнутого мира. И в любом случае накапливается психологическая усталость. У вас она есть? Может, злость? Гнев? На Вселенную, или на тех, кто ест летучих мышей.
— Пока ни злости, ни гнева, ни усталости у меня нет. Моя жизнь уже очень давно состояла из постоянных переездов, три-четыре дня дома, а потом снова в путь — на сборы, соревнования. Из-за этого я долгое время была лишена полноценного и долгого общения с семьей. Поэтому сейчас использую это время, чтобы наверстать.
А еще стараюсь в каждой ситуации находить позитивные моменты или по крайней мере их замечать. Не то что бы я слепо радуюсь тому, что постоянно теперь сижу дома и каждый день вижу свою маму, до такого фанатизма, конечно, не доходит. Но ведь мы все сейчас находимся в таких условиях, которые сами себе создать бы не хотели.
Имей я возможность перемещения, вряд ли столько времени проводила бы у родителей, с мамиными курами. Мне, например, сейчас каждый день приходится готовить. А это вообще не про меня! Конечно, я готовила при необходимости, но если была возможность этого избежать, пользовалась. Сейчас вариантов нет. Вернее так: есть выбор, ковыряться в огороде, заниматься курами или готовить. Так что я выбираю кухню, конечно.
— У родителей живут куры?
— Да, их было десять, а недавно купили еще четыре. Так что скучать не приходится. Как только стало понятно, что нужно будет самоизолироваться, мы обсудили с родителями, где мне это лучше сделать. Они резонно спросили: ты найдешь, чем заняться у себя в Москве? Здесь точно без дела сидеть не придется. И я подумала, что это намного лучше, чем сходить с ума в четырех стенах, тем более, без возможности нормально дышать воздухом. И сейчас, когда становится невмоготу от ежедневного круговорота приготовить-помыть-приготовить-помыть, я вспоминаю, что это был мой выбор и жаловаться права не имею (смеется).
***
— Говорят, самоизоляция — хороший повод научиться чему-то новому.
— Я, например, теперь намного больше знаю о том, как собирать душевую кабину. Второй этаж дома был неприспособлен для долгого житья, так что мы его немного сейчас обустроили, руки дошли и до этого. Кроме того, вникаю потихоньку, как все устроено вообще в доме и в хозяйстве. О чем не задумывалась, живя жизнью спортсмена, который приехал, постирал вещи и снова умотал на сборы.
Что делать, когда в доме вдруг перестала течь горячая вода? Куда сходить и что проверить? Где все это включается и выключается. Не знаю, как это поможет мне в дальнейшей жизни, но к жизни за городом я уже немного приспособлена.
Мама, правда, еще пытается меня приобщить к работе на огороде, научить, какие семена в чем замачивать, в какое время их высаживать. Вот от этого у меня мозг кипит, потому что земля — это не мое. По крайней мере, пока. Но самое главное, я учусь умению жить в семье. Я очень долгое время была этого лишена, потому что профессионально спортом начала заниматься довольно рано. Раньше приезжала, мне радовались, кормили и снова уезжала. Так что в какой-то мере школа жизни проплыла мимо меня, и сейчас я прохожу ускоренный курс.
— Судя по вашему инстаграму, вы целыми днями еще и тренируетесь?
— Раз в несколько дней у меня полноценные тренировки, а каждый день обязательные минимальные нагрузки, минут по 15-25. Тянусь, немного нагружаю все группы мышц, потому что если не делать этого, у меня тут же начинает болеть спина, ломить тело. Это нормально, потому что привыкшие к нагрузке мышцы ее не получают.
— А что значит — полноценные? Такие же, какими были бы в нормальном спортивном режиме?
— Ну, конечно, нет возможности тренироваться в обычном режиме, нет тренажеров и оборудования. Но у меня есть несколько гантелей, резинки и, главное, есть голова и большой опыт в спорте. И знания, как поддерживать себя в оптимальной форме.
Разумеется, я не готова выйти прямо сейчас и пробежать стометровку на уровне Усэйна Болта, но когда все это закончится и мы с вами будем жить нормальной жизнью, буду готова к нагрузкам. Я знаю, как не расползаться до состояния желе. Все спортсмены знают, на что нужно обращать внимание и над чем работать. Тренируюсь дома, недавно стала подключать тренировки на улице, с беговыми элементами. Стараюсь делать их разнообразными. Например, в овраге, где раньше гоняли собаку, теперь гоняют меня. Было бы желание.
— Тренерский штаб составил вам какой-то план?
— Мы еженедельно отчитываемся о своем состоянии. Да, у нас есть план по тренировкам, но он не конкретный — два приседания, три притопа, три прихлопа. Там просто написано, что сегодня тренировка для поддержания силы ног. И дальше ты сам уже на опыте работаешь. Мы ведем спортивные дневники, раз в неделю отсылаем их. И тоже не подробно, что 5 минут постояла в планке, подышала, потянулась.
— Вас поставят на весы, когда вы вернетесь на базу?
— У нас в принципе нет такого, мы не гимнастки и не фигуристки, чтобы лишние двести грамм мешали. Мне, как спортсменке, нужно быть в хорошей форме, и если я в хорошей спортивной форме, то и с внешним видом проблем нет.
— У спортсменов действительно другой менталитет. Просто общемировая женская проблема на карантине выражена фразой «Я знаю, что ты будешь жирная этим летом»…
— Я даже не знала, что это такая проблема, пока не стала получать сообщения в директ от девушек с вопросом: как перестать жрать? Мне сложно это понять и что-то посоветовать, потому что пока в голове все не перестроится, пока ты не захочешь видеть в зеркале другую себя, ничего не изменится.
Мне непонятны жалобы, что не хватает мотивации, надо, чтобы кто-то заставлял. В смысле?! Почему тебя кто-то должен заставлять иметь хорошую фигуру? Удивляет, что люди думают: вот посмотрю мотивационное видео и как начну заниматься! Да, ты можешь посмотреть и понять, что такое возможно. Но все равно ты сама себя поднимаешь, идешь и делаешь. Если нет ограничений по здоровью, то двигайся. Не понимаю, как можно лечь и лежать? Что в этом случае отличает тебя от растения?
— Вас напрягает то, что нет возможности посетить салон, сделать маникюр, постричься?
— С маникюром да, напрягает. Но только потому, что пока собирали душевую кабину, полностью оторвался ноготь. А еще перед самым карантином я сделала себе впервые маникюр с очень длинными ногтями, чего обычно не делаю, потому что они мешают в спортивной жизни. И сейчас, учитывая постоянную готовку, все время пытаюсь их себе отрезать вместе с салатом. Но это просто неудобство. Не думаю, что собака, кот и наши куры сильно расстраиваются, когда видят мои отросшие ногти.
***
— Вам нравится общение с животными?
— Очень люблю животных! С детства и до сих пор, если вижу бездомного котенка, обязательно подберу, отмою и пойду искать ему хорошие руки. Однажды я подобрала котенка, сделала все прививки, пристроить не успела, а надо было уезжать на сборы. Родители тоже куда-то уехали в это время. Пришлось посадить малыша в коробку и привези с собой на базу в Новогорск. Сначала думала, что уборщицы заметят, и у меня будут проблемы. Но они тоже прониклись моим котенком. В итоге я потом поехала к большому торговому центру и там на выходе всем предлагала забрать. Так и нашла ей дом.
— Сами стояли и предлагали?
— Да, и делала так неоднократно. Как-то у моего кота случилась любовь с кошкой, которую я тоже подобрала на улице. Часть котят разобрали друзья и знакомые, а оставшихся пристраивала точно так же. Таких историй реально было очень много. Однажды стояла у зоомагазина и предлагала забрать людям, которые пришли покупать себе зверушку. Вот вам пеленки, корм на первое время, только возьмите и не тратьте деньги. В итоге охранник меня прогнал оттуда. У меня с детства есть мечта поучаствовать в создании приюта для животных, но пока таких финансовых возможностей нет, помогаю, как могу.
— А когда вы стоите с котятами, вас люди узнают?
— Практически нет. Меня вообще редко узнают, когда я не в форме сборной России. Но когда начинаешь общаться, оставлять телефон на случай, если решат не оставлять кота у себя, то уже по аватарке в социальных сетях узнают.
***
— Изоляция изоляцией, но РУСАДА объявило о возобновлении допинг-контроля во конце мая и всем спортсменам погрозили пальцем, чтоб не нарушали. Вы регулярно заполняли систему АДАМС, чтобы вас нашли?
— У спортсменов разные требования к заполнению АДАМС в разные периоды. В конце сезона, а у зимников это ближе к лету, приходит уведомление, как тебя будут тестировать на следующий сезон.
В керлинге есть разные варианты. Один из них индивидуальный пул, где ты обязан каждый день заполнять, где ты находишься. Второй вариант — это командный пул. Отслеживается не каждый спортсмен, а передвижения команды. У нас в этом сезоне был командный пул, в сентябре мы были на сборе и к нам приехали. Причем, сначала хотели протестировать в отеле, но приехали прямо на тренировку. В 6.40 уже ждали на льду.
Есть еще третий вариант, когда ты ничего не заполняешь. Ты все равно остаешься в пуле тестирования, но тебе не нужно ежедневно предоставлять информацию. И сейчас многие спортсмены как раз находятся в ситуации, когда заполнять ничего не нужно. Но за два года до Олимпиады начинают ужесточать режим тестирований. Если первый год после Игр, условно, ты ничего не заполняешь, потом у тебя год командный пул, а потом уже индивидуальный, когда ты заполняешь то самое временное окно, в которое к тебе могут приехать. Чем ближе к Олимпиаде, тем строже условия и чаще тестирования. Пока два года до нее, сейчас не так строго за нами следят.
— На Олимпиаду в Пекине наши спортсмены с огромной вероятностью поедут без флага, гимна и даже без надписи «Атлеты из России», потому что это специально было оговорено WADA. Как сильно вас это расстраивает или демотивирует?
— Скажем так: плохо, а что делать? И дело не в том, что я не патриот или не горжусь тем, что из России. А в том, что у меня за спиной уже две Олимпиады, и у меня все это уже было.
Эйфории просто от попадания на Игры и от возможности ходить в форме своей сборной у меня нет. У меня есть четкое понимание, зачем я туда еду и какую цель преследую. Если скажут, что ехать надо в серой форме, я не буду считать, что это меня как-то унизит. Люди в нашем виде спорта прекрасно знают, откуда я, и не важно, написано у меня это на спине или нет.
А самое главное, что я сама знаю, откуда приехала и какую страну представляю. Но прекрасно понимаю тех, для кого это будут первые Олимпийские игры, первые счастливые моменты, которые будут менее яркими от того, что не будет права носить свой флаг и петь свой гимн. Но если в честь нашей команды будет звучать пусть даже и олимпийский гимн, я все рано пущу слезу.