В 2018-м, к Олимпиаде в Пхенчхане вышла мелодрама «Лед» – от режиссера Олега Трофима; с Петровым, Биковичем, Аглаей Тарасовой. В конце прошлой зимы – «Лед-2» (режиссер – Жора Крыжовников).
«Лед-3» или «Лед: Апокалипсис» пока не выпустили – да и смысл, ведь Татьяна Тарасова не досмотрела, на днях назвав кино «глупостью, тупостью и бездарностью». Катарина Гербольдт, снявшаяся в качестве дублера главной героини, возразила, что фильм вовсе не про фигурное катание.
Мы попытались разобраться, про что же он.
***
Словосочетание «российское кино» в поздних нулевых заслуженно приобрело негативный окрас по трем причинам:
1) постоянная попытка воспроизвести мелодрамы «России-1» с диалогами в стиле «любишь – отпусти» и «нет больше никаких нас»;
2) слабые сценарии, дырки в которых не позволяют зрителю воспринимать происходящее на экране как хотя бы полуреальное;
3) плевки на детали (назовем этот эффект «трусы Данилы Козловского» – в память о великом косяке из «Викинга»: князь Владимир в трусах занимается сексом с Сашей Бортич).
И хотя обе части «Льда» впитали и даже отчасти гиперболизировали эти недостатки, главная беда фильма вовсе не в этом.
Сначала – сюжет, коротко, со спойлерами.
Надежда Лапшина (Аглая Тарасова) живет в бедном Иркутске и мечтает стать фигуристкой. Таланта нет, но есть скилл работать через не могу, поэтому после нескольких сюжетных поворотов она становится в пару к одному из лучших партнеров в мире (Милош Бикович). Затем Надежда получает травму, после которой возникает угроза, что она никогда не сможет ходить, но ее спасает Александр Горин (Александр Петров) – хоккеист из местной команды третьего дивизиона.
«Лед-2» начинается со свадьбы Лапшиной и Горина, однако вскоре от полученных когда-то травм Лапшина умирает при родах, и Горин остается с дочкой, которую тоже зовут Надя, которая… Правильно, тоже мечтает стать фигуристкой. Однако у Горина теперь страх перед всем, что связано с фигурным катанием – он понемногу сходит с ума. Его лишают родительских прав, и Надя попадает к тренеру (Мария Аронова), которая когда-то сделала топ-фигуристкой ее мать.
***
В фильме все по российским канонам. Есть откровенный слезодав: мать главной героини умирает в начале первого фильма. Есть абсолютная нелогичность поступков героев: к примеру, Бикович и Петров пару раз используют классический прием нашего кино – «внезапный козел». Трусы Данилы Козловского тоже в деле: в 2003-м году выпуск новостей сообщает о беспрецедентном случае в фигурном катании – двух золотых олимпийских медалях у пар (это было в 2002-м!). Интересно, почему не отпраздновали победу Алексея Урманова на Играх-94?
Скандал, изменивший фигурное катание: столкновение на льду, подкуп судей и два золота
Фильм то и дело будто просит зрителя не воспринимать всерьез происходящее. Как только начинаешь немного сопереживать и следить за сюжетом, кто-то внезапно поет и танцует под «Я солдат!», «Тополиный пух» или «Нас не догонят». Видимо, создатели очень хотели русский «Ла-Ла-Лэнд», но куда больше это походит не на элементы мюзикла, а на клип Светланы Лободы.
Фигурного катания почти нет; а то, что есть, снято даже хуже, чем у Эшли Вагнер в инстаграме.
Я готов простить «Льду» его неправдоподобность во всем.
• Москва изображена с какой-то пошлостью. К примеру, приезд Лапшиной выглядит так, как будто она прикатила в Москву не 2018-го и даже не 2015-го, а 2006-го.
• На катке, где Бикович с лицом из фильма Духless 2, с идеальной укладкой и в модной кожанке поверх белой рубашки смотрит у борта кастинг очередной партнерши, почему-то играет клубняк.
На льду – дама в платье, будто сбежавшем с барной стойки еще не закрытого клуба «Рай». На трибунах готовится к прокату девушка, сошедшая с обложки GQ: с мегамодной стрижкой, выбритым виском, вычурным макияжем, длиннющими стрелками и разговорами о том, что она не спала всю ночь, потому что солярий, шугаринг и шоколадный пилинг.
• Когда Лапшина выходит на лед, девушка из GQ ставит ей подножку – Лапшина падает. Видимо, потому что в Москве/в фигурке все исключительно стервы. А герой Биковича, влюбленный в героиню Аглаи Тарасовой, впоследствии становится отрицательным персонажем, потому что все если не стервы, то уроды.
• Главная героиня мечтала о карьере одиночницы, делала аксель с бауэра (привет, Алена Косторная), тренировалась как одиночница, а потом внезапно стала парницей – и это вообще никак не объяснено.
• Оказывается, можно встать с инвалидного кресла, потому что в Александра Петрова врезалась тачка (ну правда, эта сцена по глупости вполне конкурирует с умирающим Вином Дизелем в одном из «Форсажей»).
И таких дырок во «Льду» полно, он в целом выглядит карикатурно и чересчур метафорично. Взять хотя бы Кубок Льда, о котором мечтают герои, – самый престижный турнир фигурки. Воспринимать драму спортсменки, рвущейся на Кубок Льда, не менее сложно, чем драму футболиста, облажавшегося на Чемпионате Травы, или баскетболиста, который провел молодость в Лиге Паркета.
Во «Льду», безусловно, есть и хорошие задумки, но они утопают в море абсурда.
Шикарный Александр Петров, врывающийся на 56-й минуте первой части, спасает даже не фильм, а всю идею. С ним кино выглядит энергичным и страстным, без него – унылым слезодавом, и это пугающая разница.
Впрочем, по части слезодава Петров отыгрывается. В первом «Льду» он играет Гришу Измайлова из «Полицейского с Рублевки» со всеми этими «да я же не специально, я че, дурак, чтоль – заслуженному тренеру по щщам?». Во втором это уже что-то между «Текстом» и «Звоните ди Каприо» – грустное выражение лица у Петрова тоже, кажется, универсальное для всех фильмов.
Во «Льду» проскакивает парочка действительно неплохих диалогов, звучит томный голос Юлии Хлыниной (здесь я зашел на КиноПоиск и поставил 9) – она играет директора того самого хоккейного клуба Горина во второй части. И хотя сюжет второй части – менее спортивный, он более продуманный и привлекающий, там даже не так сильно раздражает Лобода-Лэнд.
И все же, главная беда «Льда» – в том, что его создатели так и не определились, о чем фильм. Катарина Гербольдт в ответ на критику Татьяны Тарасовой сообщила, что кино – не про фигурное катание; фигурное катание – просто одна из сюжетных линий. Окей, Катарина, а про что тогда?
• 56 минут первой части выглядят как «Елки Лохматые» – несуразный, нелогичный кошмар.
• Затем с появлением Петрова и до появления у него дочери и смерти главной героини в начале второй части это чисто «Полицейский с Рублевки». А почему бы не спустить инвалида в коляске с горки ради смеха? Или не напялить на Лапшину в инвалидном кресле хоккейную экипировку и не швырять ей шайбой в голову, чтобы она подвигалась? О, еще можно бороться с травмой спинного мозга фразой «да ты ссышь просто».
• И наконец – будто ремейк «Нелюбви» Звягинцева: тяжелая семейная драма о мире, где взаимоотношения взрослых, которые не в состоянии найти друг с другом общий язык, доводят ребенка до отчаяния.
Одна из последних сцен второго фильма, где Саша разговаривает с дочкой на озере и говорит, что он плохой отец, взорвет ваши слезные железы похлеще «Хатико». Да и финал первой части с поющим стадионом под номер Нади и Саши и окончательно окозлевшим в этой своей Москве Биковичем тоже хорош, но дело ведь не в этом.
Я из тех, кто способен простить плохую книгу за парочку сильных абзацев в концовке. И про плохой фильм я в состоянии сказать «в нем что-то есть» только из-за хорошей финальной сцены. Но в случае со «Льдом» досадно, что много неплохих мыслей и идей, которые могли нестись с экрана, затерлись из-за безумного желания снять все обо всем.
О безумной страсти ко льду.
О том, что только эта страсть может привести тебя к вершине, и плевать, насколько у тебя кривые ноги.
О том, как важно следовать принципу «не работайте с говнюками», а находить для воплощения мечты людей, которые пусть и не являются лучшими партнерами в мире, но с которыми тебе хорошо.
О том, что счастье, в общем-то, важнее медалей.
О том, что дети, в общем-то, важнее всего.
«Лед» мог быть об этом, но он ни о чем из этого. Главным его достоинством оказалась безумная эмоциональная раскачка: фильм будто долбит тебя молотком – «посмотри, как трогательно» – и требует признать: ну ладно, это трогательно.
«Лед» мог быть фильмом о фигурном катании. «Лед» мог быть фильмом о преодолении. «Лед» мог быть фильмом о семье.
Но вместо этого – две девочки, теряющие матерей, в двух фильмах только для того, чтобы Баста спел «когда меня не станет, я буду петь голосами своих детей и голосами их детей». Возможно, это очень трогательная песня Басты. Но это никак не говорит о самом фильме.
Почему Петров отказал Хлыниной? В чем мотивы хотя бы одного положительного героя, который вдруг стал отрицательным, а потом обратно положительным? Почему, она поет, когда ее везут на каталке в операционную? Родительских прав и правда могут лишить за работу в службе такси? Где отец Лапшиной? Спортсмены реально делают тройную подкрутку без тренировки? Наконец, о чем фильм?
Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я пришел к выводу: он про песню про голоса детей, которая похожа на сам «Лед»: попса, в которую вплетена смерть, чтобы зрителю/слушателю было жаль.
Возможно, после этого кино надо выпить, подумать о вечном или посмотреть действительно мощный фильм о фигурке – «Тоня против всех».
«Ее не обязательно убивать – можно покалечить». Покушение на фигуристку-чемпионку
«Лед» вовсе не настолько плох, чтобы не досматривать его с криком «Бред!» (ну только если дождаться Петрова). Но он не настолько хорош, как обещают атмосфера заставки Sony, слоу-моушн с первых кадров, операторская работа, заявленный надрыв и попытка осилить слишком много вечных и важных тем. Великие фильмы раскрывают эти темы отдельно, а не в духе «ну а еще он сейчас в такси толкнет про то, что семья важнее шайбы».
Просматривая оба фильма, я ждал режиссера из «Шоу Трумана», который скажет: осторожнее, не переборщите с музыкой. Нагнетание, которому в 80% случаев не ответило содержание. Во «Льду» переборщили, к сожалению, со всем. С музыкой, с драмой, с поворотами. И самое обидное, что не сказали этим ничего. Вместо выхода Труман опять попал в клип.
Сказали, пожалуй, то, что Александр Петров – хороший актер. А озеро Байкал безумно красиво. Но разве мы этого не знали?
Это кино нельзя назвать «тупостью и бездарностью», как сделала Татьяна Тарасова. Тогда слишком много фильмов придется назвать тупыми и бездарными, всего лишь за то, что они не дотягивают до шедевров. Факап «Льда» в том, что он бессмысленный. Как любой клип русского топ-чарта, только длительностью почти 4 часа. Не ждите от клипов вселенских истин – и вам будет намного проще жить.
***
«Лед» собрал чуть больше 29 миллионов долларов в мире при бюджете 150 млн рублей (по текущему курсу чуть более 2 млн долларов). Оценка на КиноПоиске – 6,7.
«Лед-2» собрал чуть больше 22 млн долларов при бюджете 322 млн рублей (по текущему курсу чуть меньше 4,5 млн долларов). Оценка на КиноПоиске – 6,9.
В апреле 2020 года Аглая Тарасова заявила, что есть разговоре о проекте «Лед-3».
Самый токсичный блог о фигурке теперь в инстаграме!
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; kinopoisk.ru; ivi.ru