А занимался всем Селюк.
В конце мая Аршавин вспомнил, как сразу после чемпионата Европы-2008 не ушел в «Барселону». 12 лет спустя не верится, что все было настолько близко – и настолько быстро закончилось.
«В «Арсенал» меня продали за 18 млн евро, а «Барса» давала 15. Но по «Барселоне» не было вопросов, чтобы кто-то кому-то дал еще.
Было просто летом предложение. Селюк это организовал. И обратно полетело письмо, что мы только на Месси его готовы обменять. Так говорят, я не знаю точно. Ну сразу был ответ, что Аршавин не продается».
Селюк годами намекал «Барсе» на Аршавина. Цену в 15 млн евро предложил (опосредованно) Фурсенко
Гус Хиддинк легендарно подготовил Россию к Евро-2008 в Леоганге, а начал сбор в Москве: 18 мая команда вписалась в Marriott Grand на Тверской. Несколько раз в отель заезжал Александр Дюков – на встречи с Аршавиным. Президент «Зенита» твердил Андрею, как его мечтает сохранить клуб, тот упорно отвечал, что хочет в Европу. Аршавин попросил выдать авторизацию Деннису Лахтеру – агент получил разрешение месяц вести поиски и переговоры.
Как раз через месяц, во время Евро, Аршавину впервые позвонил Дмитрий Селюк – как вспоминал Андрей, или перед игрой со Швецией (первой его на турнире), или сразу после. Селюк сообщил: его хочет «Барселона».
«Давно знаю Аршавина, – рассказал Селюк Sports.ru. – Мы дружили семьями с Юрием Морозовым – они приезжали ко мне в Бельгию. Я знал, что Аршавин с детства мечтает о «Барселоне». На протяжении многих лет говорил [«Барселоне»]: вот, в России есть такой игрок, Аршавин. Упоминал, что [когда Аршавин] в «Зените» начинал играть, тренировался в барселонской шапочке.
«Я всегда старался не иметь дела с российскими игроками. Для Аршавина сделал исключение, когда на меня вышла «Барса». Я общался со всеми последними президентами «Барселоны» – Росселем, Бартомеу, Лапортой. Представлял интересы Абидаля, Йорди Кройффа, был в хороших отношениях с его папой. На «Камп Ноу» сидел по соседству с Йоханом и женой. Когда один товарищ пришел в гости и увидел, как Кройфф сидит у меня на диване и смотрит телевизор, чуть с ума не сошел».
– Селюк поинтересовался, сколько «Зенит» за меня хочет, – вспоминал Аршавин июньский звонок Селюка. – На эту тему у нас был разговор еще с предыдущим президентом клуба, Сергеем Фурсенко, и речь там шла о сумме порядка 12-15 миллионов евро. Поскольку Дюков объявил после прихода, что все обязательства предыдущего президента будут выполняться, я и назвал Селюку 15 миллионов. Он сказал, что это приемлемая цена и если мои личные условия устроят президента Барселоны Лапорту, который свяжется со мной, то каталонский клуб отправит «Зениту» официальное предложение.
Лапорта говорил с Аршавиным через Селюка. Агент получил бы от трансфера до 1,5 млн евро
Селюк несколько раз обсуждал Аршавина с Жоаном Лапортой, за Андреем продолжали следить и на Евро. «Аршавин был лучшим игроком России, но «Барселоне» было важно его выступление на чемпионат Европы, – рассказывает Селюк. – Скауты приходили на матчи сборной и следили за Андреем. Чемпионата России или Кубка УЕФА им мало, как бы Андрей там ни выделялся. Яя Туре «Барса» знала еще по Греции, но взяла только из чемпионата Франции – потому я и перевел его в «Монако».
Решающую встречу Лапорта назначил на 24 июня – через три дня после шоу Аршавина в четвертьфинале с Голландией.
«Я набрал Андрею, чтобы они с Жоаном познакомились, – вспоминает Селюк. – Большую часть разговора я переводил. Лапорта спросил, готов ли Аршавин прийти, если «Барселона» сделает предложение. Тут бы и не все болельщики «Реала» сказали «нет».
Назавтра спортивный директор Чики Бегиристайн отправил в Петербург факс: предложение о трансфере за 15 миллионов евро. Аршавину полагался контракт на пять лет.
Селюк мог получить от сделки от 750 тысяч до полутора миллионов евро. «Барселона» всегда платила комиссионные, за Аршавина они бы составили пять-десять процентов от сделки, – говорит он. – Сейчас суммы стали больше, и больше пяти процентов «Барса» не дает.
Константин Сарсания быстро подтвердил, что «Зенит» получил предложение из Каталонии. Но обсуждать его был готов только по возвращении Аршавина в клуб. Цену в 15 млн он назвал неподходящей – впрочем, дело было вообще не в деньгах.
«Зенит» не торговался: летом 2008-го Аршавина никуда не отпустили бы. Так решил Миллер
Аршавин говорил, что «Зенит» тянул с ответом две недели и дал его после Евро. Селюк уточняет, что все заняло меньше недели, а то и вообще три дня: «Вопрос по Аршавину решал непосредственно Алексей Миллер – сигнал шел от руководства «Газпрома». «Зенит» не хотел отдавать своего лидера и главного футболиста страны. Шла эйфория от бронзы сборной – Аршавин стал звездой. «Зенит» не торговался. «Барселона» солидный клуб, их не пошлешь куда-то. Так что «Зенит» ответил: «Деньги не нужны. Хотите Аршавина – готовы обменять его на Месси. Других вариантов нет».
Лахтер озвучивал другую версию ответа: «Если вы платите за Аршавина 15 миллионов, то мы хотим за 20 купить Месси».
«Лапорта умный, все прекрасно понял: так предложение «Барсы» завуалированно завернули, – продолжает Селюк. – На этом переговоры закрылись. «Барселона» не бегает и не уговаривает, не подошло предложение – до свидания.
Насколько помню, Лапорта переписывался с Александром Медведевым, зампредседателя правления «Газпрома». Медведев общался с Миллером и передавал его позицию. Я был удивлен, почему именно Медведев.
Да, «Арсенал» в январе заплатил 18 миллионах евро, но дело не в разнице. Если бы вопрос стоял о трех миллионах евро, я бы сам нашел их и доплатил «Барселоне». «Зенит» тогда просто не отпускал Аршавина – никуда, ни за какие деньги».
Sports.ru связался с Медведевым, но не получил подтверждения слов Селюка. Гендиректор «Зенита» отрицает, что участвовал в переговорах с «Барселоной»: «Я футболом тогда не занимался». В 2008-м Медведев возглавлял «Газпромэкспорт».
Говорили, вместо Аршавина «Барселона» взяла Глеба (за те же деньги)
Если верить Лахтеру, еще до «Барсы» Аршавина хотел «Интер»: Жозе Моуринью передавал Массимо Моратти вишлист с именем Аршавина, но отказался от него, узнав о требованиях «Зенита». С предложением от «Челси» к Аршавину обращался Герман Ткаченко – на место Андрея в итоге меньше чем за десять миллионов евро взяли Деку. Андрею звонил Хуанде Рамос и манил в «Тоттенхэм» – но «Зенит» заломил 27 миллионов евро и отпугнул англичан.
Но в мыслях Аршавина в 2008-м был только один клуб. «Конечно, я хотел бы играть в «Барселоне», а не в «Арсенале», – признавался Андрей Евгению Савину. – «Зенит» отказал, так как не хотел меня продавать».
«Андрей очень расстроился, – вспоминает Селюк. – «Барселона» – его клуб, там Андрей стал бы лучшим игроком в российской истории. Мостового и Карпина Испания помнит – Аршавин, уверен, потеснил бы их. Не просто взял бы с «Барсой» много титулов (в 2009-м она выиграла все), а стабильно бы играл.
После срыва у Аршавина пошел спад в игре. «Зенит» тоже понял, что ошибся, не продав Аршавина «Барселоне». Если бы «Зенит» мог отмотать назад и переиграть – думаю, продал бы Аршавина «Барселоне».
17 июля «Барселона» за 15 млн евро (плюс два бонусами) купила у «Арсенала» Александра Глеба. Аршавин говорил, что предвидел это: «Селюк сказал мне сразу – если «Зенит» не согласится, каталонский клуб сделает предложение Глебу». «Глеб вообще ни при чем. Аршавин был у «Барселоны» приоритетом, сто процентов», – говорит Селюк.
«Ни один подобный трансфер – российского игрока в европейский топ-клуб – после Аршавина не был возможен. Эти странные месседжи про Миранчуков, Смолова, Жиркова, Головина – клоунские байки. Спросите у самой «Барселоны», пусть хоть что-то подтвердит.
Она, если бы могла, всех россиян купила бы. Это бред, а про Аршавина – правда».
Аршавин в подростковом сериале – угар: рубился со школотой в пыли, отбивался от вопросов про Быстрова и «Спартак», назвал свою игру идиотской
Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe; РИА Новости/Алексей Даничев, Антон Денисов, Максим Блинов; Twitter/dmitriseluk