Александра Трусова и Евгений Плющенко организовали самый громкий трансфер фигурного катания за два года – с отъезда Медведевой к Орсеру.
Вероятно, этот переход – определяющее событие в карьере Трусовой, которой в июне исполнится 16: она обладает гигантскими возможностями, но пока ничего не выиграла на взрослом уровне. И теперь если и выиграет, то уже без участия Этери Тутберидзе.
***
Саша готовится к произвольной программе: раскатка на высокой скорости, большими кругами. Стартовая позиция, блеск украшений на светло-синем платье, серьезное лицо.
Впереди четыре четверных прыжка. А может, и пять – никто точно не знает; зато все знают, что чистым прокатом Трусова способна отыграть любое отставание – от Косторной, Щербаковой и кого угодно.
Итак, Саша мчит, музыка медленно подводит к мини-кульминации первого захода. Она уже у бортика – все почему-то всегда прыгают у бортика. Взлет – приземление – падение. На четырех крупнейших стартах в прошлом сезоне Трусова падала с первого же прыжка:
• осенью, на этапах Гран-при в Канаде и в России это не помешало победить – технического запаса хватало еще на несколько ошибок;
• на чемпионате России в декабре, на январском Евро с Сашей уже соперничали Косторная и Щербакова (теперь уже бывшие одногруппницы) – Трусова проигрывала обеим.
Падения с первого прыжка не случилось только в Финале Гран-при: это День Сурка будто поддразнил Трусову возможностью вырваться из цепочки одинаковых событий. Но она заметалась между двумя незначительно отличающимися вариантами одного и того же – шанс на выход оказывался чистой иллюзией.
В Финале Гран-при Трусовой удался первый четверной – флип, но следом случилась бабочка. Итог тот же – поражение от Ани и Алены.
За прошлый сезон Трусова не откатала ни одной чистой произвольной. Лучший результат – Skate Canada – 166,62 балла, с единственным падением. Два падения на этапе Гран-при в Москве, два падения и бабочка на чемпионате России, два падения на чемпионате Европы и тройной флип вместо четверного, падение и бабочка в Финале Гран-при – все это не дотягивало даже до 165 баллов.
Добавьте сюда ошибки в короткой, откровенно плохое скольжение, слабейшие из тройки ТЩК вращения, а также не особо выдающийся артистизм. И получите 234,54 – такова средняя сумма двух программ Трусовой в последнем сезоне с Этери Тутберидзе. У Косторной, к примеру, 239,85.
Грязные программы при гигантском потенциале – главная проблема Трусовой, за которую теперь взялся Плющенко. Самая загадочная проблема в принципе из всех, что существуют в фигурном катании.
Почему Трусова ушла от Тутберидзе? Разбираемся в логике неожиданного трансфера
Если оставить все как есть в компонентах, не трогать ни вращения, ни заходы на прыжки, не менять ничего, а лишь заставить Трусову выехать из заявленного прыжкового набора – чистый прокат сделает ее сильнейшей фигуристкой в мире. Можно размышлять, справедливо ли это (на мой взгляд, нет), возможен ли чистый прокат в принципе…
Но это факт: потенциал двух программ Трусовой выше, чем у Косторной и Щербаковой. По данным Skating Scores, средняя техническая база двух программ Саши прошлого сезона – 117,38. У Щербаковой – 111,51, у Косторной – 105,66, у юной Алисы Лью – 105,16, у Кихиры – 102,63, у Туктамышевой – 100,28.
И это с учетом частых ошибок Трусовой – техническая база в данном случае рассчитывается по факту сделанного на льду, а не гипотетически, на бумаге. То есть в той реальности, где все исполнят стерильные прокаты, преимущество Саши только вырастет.
Трусова – технически самая способная фигуристка из всех, кто когда-либо выходил на лед. Индиго, ракета, инопланетянка – в первом взрослом сезоне ее встречали так. Но к декабрю-2019 выяснилось, что ракета она только на фоне Медведевой, а инопланетянка – на фоне людей, никогда не надевавших коньки.
Бесконечные падения с первых прыжков, добиваемые по ходу программ множеством других ошибок, подталкивают к догадке: у Саши – психологические проблемы? Не падают с первого прыжка из-за усталости/плохой физподготовки, как и не делают бабочку на втором или третьем. Говорить, что у Саши хромает один конкретный прыжок, – глупо: по сезону она ошибалась и на лутце, и на тулупе, и на сальхове, и на флипе, и на каскаде лутц-риттбергер.
Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах
Вероятно, от нее слишком многого ждали. Букмекерские заряды на олимпийскую победу в 2022-м, заголовки новостей, восторг в комментариях под любым прокатом на ютубе. Когда Саша столкнулась с Аней и Аленой, миф разрушился: судьи, разочаровавшись в Трусовой, будто специально снимали еще пару балов со второй оценки.
Если вы вспомните, почему Трусова проиграла юниорский Гран-при Косторной в позапрошлом сезоне или чуть позже чемпионат России Щербаковой, то поймете: Сашины проблемы росли вместе с возможностями. Чем больше она умела, тем больше ошибалась.
Для меня загадка, что именно скрыло так цепляющий взгляд недостаток Трусовой в навыках катания в последнем сезоне. Не то ее собственный прогресс, не то удачно подобранная мелодия. А может, ее окончательно сложившаяся репутация.
Ничто не прячет твои недостатки лучше, чем глаза того, кто на тебя смотрит. Никуда не делось гигантское количество неуклюжих, мелких шагов при заходе на прыжок; структура программы тоже прежняя – «от борта до борта». Просто мы перестали обращать на это внимание. Мы перестали ждать от Трусовой чего-то еще кроме прыжков. Ее недостатки скрылись за нашей психологией.
Посмотрев много прокатов Трусовой, теперь ты встречаешь каждый следующий как триллер Тарантино: не ждешь собственно катания, как в «Омерзительной восьмерке» не ждешь поцелуев на закате или дождя из лепестков роз.
«Прыгнет ли супердевочка все, что заявила, или сломается?».
«Возможна ли такая идея – летать в коньках?».
«Ха, сейчас будет мясо».
Во многом поэтому ее произвольная программа – «Игра Престолов» – смотрится на одном дыхании. А возможно, и только поэтому.
Когда говорят, что Саша ушла к «Ангелам» ломать карьеру, – это или злое пожелание, или хейт Яны Рудковской. Трусова ушла ломать настолько же легкую к починке, настолько и фундаментальную часть своего спортивного бэкграунда.
Бегство Трусовой (и еще двух человек) разрушило монополию Тутберидзе. И это прекрасно для всей нашей фигурки
Все кажется очень простым и очень невозможным одновременно.
Ведь что проще – научить ее чистому прокату? Чистые прокаты раз за разом штампует Косторная; в позапрошлом сезоне штамповала Самодурова, а когда-то и Медведева. 15 лет назад и сам Плющенко считался виртуозом чистых прокатов – может, он знает какой-то секрет и расскажет Саше?
Что проще – с учетом финансовых и нетворкинговых возможностей Плющенко – дать Трусовой лучших в мире специалистов по работе со второй оценкой и сокрытию ее недостатков? Ше-Линн Бурн и Мари-Франс Дюбрей парой постановок превратили Нэтана Чена – в общем-то, деревяшку – в лучшего фигуриста мира; в этом сезоне он уже разрывал Ханю компонентами. Парень, преимущества и недостатки которого один в один списаны с Трусовой: прыжковый гений, на все остальное есть 10 тысяч часов.
Что проще – поставить Трусовой силовую программу, без акцента на скольжении? Всем, кроме создателей шоу Этери Тутберидзе, ясно: нет смысла светить слабыми сторонами спортсмена, из принципа пытаясь продать толпе его универсальность. Уход Трусовой в лирику – такой же кошмар, как уход Костнер в панк-рок или Загитовой в баскетбол.
Что проще – не делать из Трусовой новую Косторную или другую фигуристку-катальщицу, а сделать идеальную Трусову? Вот же она, рядом. Надо просто починить кое-что.
И все эти «что проще?», простые для кого угодно в мире, натыкаются на личность Трусовой.
А просто ли это лично для нее?
Исполнит ли она свой набор прыжков в силовой программе? Как дать ей передышку между прыжками и при этом избежать медленных моментов в программах, оголяющих не слишком хорошее скольжение? Можно ли оставить места для актерской игры в программе, где есть 5 заходов на квады? Способна ли Саша вообще откатать чисто?
Простое и невозможное – в этом вся Трусова. Ее суть – в сочетании этих двух качеств, в каждом ее проявлении. Все, что она делает на льду, рядом с «просто» и рядом с «невозможно». Она швыряется этими оттенками творчества в лицо зрителю, которому не суждено понять, что из этого обман. Первое, второе или все вместе.
Мы до сих пор, говоря о Трусовой, можем быть уверены в противоположных и взаимоисключающих вещах: в том, как легко она делает то, что заявляет; и в том, что она не способна это делать в принципе. В том, что она была в шаге от победы на чемпионате России, и в том, что она едва не пролетела мимо главных стартов. В том, что она очевидно сильнейшая из ТЩК; и очевидно слабейшая. В том, что с уходом к Плющенко ее ждет лучший этап в карьере; и в том, что ее ждет худший. Потому что все просто и невозможно.
Какой тренер Плющенко?
Возьмется ли он за Трусову сам?
Академия Плющенко шумит в фигурке: туда взяли дочку Ротенберга, приютили Трусову и Сотникову (она так и не вернулась на лед)
Какова реальная роль тренера Розанова в спортивной жизни Трусовой?
Что глупее – судить Плющенко по Серафиме Саханович или Валерия Карпина по «Торпедо Армавир»?
Надо ли тренировать Трусову в классическом понимании слова «тренировать»? Давать знания, навыки и делать из нее Железного человека? Или она уже Железный человек?
***
Есть люди, вся жизнь которых зависит от самого первого прыжка. Мы никогда не узнаем, кто они на самом деле, какое у них будущее. Пока не услышим: «На лед приглашается…».
Телеграм-канал Кузнецова обо всем на свете
Фото: globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO, Xinhua, YUTAKA/AFLO SPORT; РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов