Мнение Владислава Воронина.
Весь день я очень ждал новостей от официального сайта «Локомотива». То, что Юрия Семина убирают, было слишком очевидно – интересовало совсем другое. Как поведет себя клуб, будут ли хоть какие-то объяснения этой интригующей перестановки. И вот в половине пятого вечера прилетело.
Никаких объяснений. Желаем Марко Николичу успешной работы и больших побед, а Юрию Палычу – сил, здоровья и благополучия, говорит нам «Локомотив».
Хотели понять, почему нужно поменять тренера и почему выбрали именно Николича, о котором вы ничего не знали? Ну, видимо, не ваше дело.
Прежде чем вы успеете обвинить меня в военных действиях на стороне Юрия Семина, я проговорю одну важную вещь.
Генеральный директор и совет директоров вправе менять любого тренера – ни легендарность, ни титулы не гарантируют дальнейшую работу ни одному человеку на планете. Клуб может смущать стилистика игры, могут не устраивать результаты, могут быть конфликты, клуб может принимать какую-то долгосрочную стратегию развития на 5 лет и брать тренера под нее – без проблем, можно расходиться. Главное – объяснять, что и почему происходит.
«Локомотив» этого не сделал.
Предельно непонятен выбор времени для этого решения. Сезон не окончен, «Локомотив» идет в зоне Лиги чемпионов – и тут за 8 туров до конца заступает Николич. Я не утверждаю, что Семин – идеальный тренер, проблем у «Локомотива» полно. Но перемены по ходу сезона происходят только в случае неотложных проблем, коренного конфликта, непереносимого застоя, а глобальные, плановые перестройки принято проводить летом. Семинский «Локомотив» вполне мог вскарабкаться в групповой этап Лиги чемпионов напрямую, ну а если нет – это был бы прекрасный предлог для расставания. Николичевскому «Локомотиву» будет очень тяжело: больше 2 месяцев без тренировок, пара недель на знакомство и перестройку – и сразу борьба с «Краснодаром», «Ростовом» и ЦСКА.
Генеральный директор Василий Кикнадзе любит рассуждать про экономическую аккуратность и важность Лиги чемпионов для бюджета (и вообще-то правильно делает, 25 млн евро по нынешнему курсу – это почти 2 миллиарда рублей, больше трети того, что раньше на год давал РЖД). Как же такая рискованная смена тренера в решающий отрезок борьбы за 25 миллионов евро пересекается с экономической строгостью? Или «Локомотиву» не надо продлевать контракты с кучей игроков и закупать новых? Разве ЛЧ не становится особенно важной с учетом, что в конце года «Локомотиву» грозит болезненное срезание спонсорских поступлений?
В этом году РЖД должны были получить прибыль 51 миллиард рублей, но уже ожидают убыток более 17 млрд, запущена программа оптимизации расходов на 100 миллиардов (данные РБК), и даже председатель совета директоров «Локо» Анатолий Мещеряков в интервью «Р-Спорт» сегодня сказал: «Время дойных коров закончилось. Сейчас нам придется вытягивать максимальный результат из того, что имеем».
Формально с Семиным расстаются, потому что его контракт истекает 31 мая, но всем прекрасно понятно, что это не главная причина, а лишь удобный предлог. Чемпионат России уже точно залезет на июль и протянется до августа, при этом все договоры с игроками традиционно заканчиваются 30 июня. ФИФА рекомендовала лигам и клубам автоматически продлевать контракты на 1-2 месяца – и в случае с футболистами все так и сделают. Но с Семиным было предельно удобно подкопаться к деталям, не утруждать себя переговорами и просто сразу поставить Николича.
Кикнадзе всегда дистанцировался от ореола легендарности Семина, повторяя, что все решает совет директоров – и во многом эта отстраненность, незамутненность сознания полезна, она ведет к рациональному осмыслению. Но отстраненность не должна превращаться в параллельную реальность, куда «Локомотив» то ли сознательно, то ли по неосторожности провалился. В этой параллельной реальности будто не существует общественного мнения и гнева в отношении тех, кто выгоняет Семина. Еще раз: руководство вправе расставаться с Семиным, если считает это необходимым и даже если болельщики против, но оно обязано делать это осторожно и крайне убедительно – чтобы не разрушить спокойствие стадиона и не погрузить клуб в очередную войну, которая не способствует никаким коммерческим успехам – ни на стадионе, ни в отношениях со спонсорами.
В этой части «Локомотив» просто провалился. Он наплевал не на мнение болельщиков (стандартный посетитель стадиона не знаком со стратегией, коммерческими правилами и так далее), а на их чувства. Он не объяснил, почему Семина надо убрать именно сейчас и почему сменить Семина должен именно Николич.
В этих условиях возникают резонные сомнения: а понимают ли в «Локомотиве» вообще глубинные причины выбора Николича? Когда «Ливерпуль» назначал Клоппа, подписанию контракта предшествовал 60-страничный отчет и 5-часовая встреча с руководителями клуба в Нью-Йорке. Что предшествовало выбору именно Николича? Звонки нескольким сербским игрокам, один из которых – Петар Шкулетич? Радость от того, что Николичу нравится схема 4-3-2-1, уже использовавшаяся Семиным (информация – от инсайдера «Чемпионата» Андрея Панкова)? Рекомендации нескольких агентов? Что-то еще посерьезнее?
Когда дело касается расставания с легендой, нужно чувствительные вещи объяснять детальнее обычного.
И тем более – необходимо иначе провожать саму легенду.
Не дать Семину достойно попрощаться с болельщиками – это бессовестное решение.
Как уходят легенды в нормальных клубах?
Арсен Венгер. 2018 год.
Алекс Фергюсон. 2013 год.
Я понимаю, что даже при возобновлении сезона матчи пройдут без зрителей.
Клуб мог собрать болельщиков в каком-нибудь безграничном интернет-стриме – например, купить полный пакет приложения Zoom и устроить 3 часа стремительных 5-минутных конференций, на каждую из которых зашли бы по 1000 человек и пели и кричали бы что-нибудь для Палыча.
Клуб мог бы пообещать красивую и трогательную церемонию при первой возможности собраться на стадионе. Мог бы выпустить новый мерч со слоганами о легендарности Палыча.
Клуб мог бы сделать хоть что-нибудь, но вместо этого из-за линии руководства опубликовал сухой пресс-релиз, по которому будто тысячей тряпок прошлись самые бездушные пиарщики России из самых бездушных корпораций. Получилось не заявление о решении совета директоров и не прощание с тренером, а просто памятник бессовестности.
Что бы теперь ни делал Василий Кикнадзе, какие бы продуманные стратегические решения ни принимал – ему будут припоминать эту базовую неосмотрительность в самый важный момент.
Во многом судьбоносное решение «Локомотив» обставил так, будто страшно торопился. До 1 июня еще пара недель, но заявление на официальном сайте пропитано конфликтом руководства и тренера: не перечислены даже титулы, которые брал Семин (а так-то без него «Локомотив» выиграл всего один Кубок России). Я даже не говорю про первое обещание Кикнадзе-босса в марте 2019-го: «Да, когда-то Семин уйдет с поста главного тренера, но я точно знаю, что Юрий Павлович клуб не покинет. Он будет либо в совете директоров, либо почетным президентом». Где информация об этом предложении?
Впрочем, разбираться в этом уже бесполезно.
«Локомотив» снова накрывает хаос.
«Хотели бы жить в мире, где булки на деревьях растут, а люди питаются святым духом, но этого не будет». «Локо» пытается объяснить уход Семина
С Семиным «Локо» выиграл 12 трофеев. Без Семина – всего 2
Первый сезон Семина-тренера в «Локо»: верил в белые футболки, открыл Горлуковича, выгнал Петракова за бокал шампанского
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; Gettyimages.ru/Alex Livesey, Mike Hewitt; globallookpress.com/Michalis Karagiannis; fclm.ru