Тренер Этери Тутберидзе: «Видим цель, а не преграду»
Почему такие страсти по переходу Саши Трусовой? Казалось бы, «перешла и перешла», – как сказал олимпийский чемпион Алексей Ягудин. Тренеров меняли, меняют и будут менять в фигурном катании. В поисках себя, условий или удовлетворения капризов.
фото: en.wikipedia.org
Кому, как не Алексею Ягудину, знать все о трудностях перехода от одного тренера (Алексея Мишина) к другому тренеру (Татьяне Тарасовой). Помнить, каково это: амбициозному характеру делить внимание тренера на двоих (самого Ягудина и Евгения Плющенко). «Сейчас можно делать хоть всероссийский опрос: что люди думают по поводу перехода Саши к Жене Плющенко, суть дела от этого не изменится. Вот, когда начнутся соревнования, в первом сезоне и во втором…».
Правда, у Ягудина был только один «раздражающий» конкурент – Евгений Плющенко. А Саша Трусова ушла из группы, в которой конкуренция зашкаливает на каждом возрастном уровне. И уровни эти волной накатывают друг на друга. Последняя еще не накатила, но приближается. Помните, как и зрители, и специалисты отреагировали на выступление Камилы Валиевой в Таллине на юниорском чемпионате мира? «Эта девочка по уровню сложности и проникновения в программы вполне готова уже выступать среди взрослых».
А как раз Камиле к Пекину-22 (если он, конечно, из-за вируса останется в том же месте и в том же году) будет 16 лет. А для победы у одиночниц (и кстати, мы еще не знаем, какие изменения в правилах могут быть внесены Конгрессом ISU следующего года) сегодня вполне достаточно владеть двумя сложнейшими прыжками. Акселем в три с половиной оборота, чтобы сразу не уступать в короткой программе (в ней запрещены четверные у женщин), и хотя бы одним чисто исполненным прыжком в четыре оборота.
Моральную сторону вопроса смены тренера сразу оставляем в стороне. Как и нашу зрительскую обиду на то, что разрушено любимое трио – Трусова, Шербакова, Косторная. Да, остались Щ и К. Но может примкнуть продолжающая держать соревновательную паузу действующая олимпийская чемпионка и действующая же чемпионка мира Алина Загитова (впрочем, нынче и все фигурное катание – на паузе).
Ни один переход топовых спортсменов без обид не бывает. Потому что за плечами – совместная пахота, планы, мечты, проекты. Деньги, в конце концов, что не просто немаловажно, но для многих – первейшая цель движения вперед: способ вытащить семью из нищеты.
Ну а уж как и кому прощаться — остается на личной совести и умении каждого «держать удар» и ответ за него. Саша Трусова пока «спасибо» Этери Тутберидзе не сказала. Возможно, скажет после официально узаконенного перехода. Хотя тут можно и должно было, конечно, идти на опережение (всем памятны страсти разрыва Евгении Медведевой с вырастившим ее тренером).
«Да, тренерским штабом мы можем подтвердить, что Саша больше не тренируется в нашей группе. Об этом нас поставили в известность ее родители. Каждый из наших тренеров разговаривал с родителями спортсменки по телефону. Лично с Сашей побеседовать не удалось. На наши телефонные звонки она не отвечала». Пока в этом щекотливом вопросе владеем лишь информацией, поступившей от хореографа группы Даниила Глейхенгауза через официальный сайт фигурного катания России.
«Перешла и перешла». Не Саша Трусова первая, не она и последняя. Но боязно, конечно, очень. Потому как Саша не похожа ни на кого. Девочка с неприкасаемыми длиннющими волосами (ни сантиметра под ножницы!) раскрутила одиночное катание на четверные прыжки стремительно и по-хорошему оголтело. Она просто заставила лед вскипать от количества многооборотных прыжков в одной программе, вынудив специалистов и зрителей также оголтело спорить о том, «куда катится мир» фигурного катания.
«Форму Саши накануне чемпионата мира, который не состоялся по известной причине, все могли видеть на видео, которое она выложила у себя в инстаграме. Я сам снимал это видео на тренировке. Мы собирались выступать в Канаде с пятью четверными. Сезон был очень тяжелый. И хочется заметить, в период роста мы не только сохраняли то, что было уже выучено, но и по ходу внедряли новые четверные прыжки, и программа становилась все время сложнее», – говорит Даниил Глейхенгауз.
Боязно очень такую Сашу больше не увидеть. Ту, что вписала себя в историю исполнением четверного тулупа, лутца и флипа на соревнованиях впервые в мире. Ту, что впервые в истории женского одиночного катания исполнила на старте три чистых четверных прыжка. Что установила мировой рекорд в произвольной, который и для большинства мужчин – мечта.
Евгений Плющенко взвалил на себя тяжелейшую ношу. Он знает, чего хочет. И, наверное, знает, что, не добившись с Сашей Трусовой прогресса или стабильности, рискует потерять лицо всей Академии. Которое и так пока лишь прорисовывается. И знает, что бросил многоликий вызов.
И самому себе – как тренер Евгений пока что собственную состоятельность не доказал. А взять звезду и не то, чтобы не усилить ее катание, но даже не удержать ее на высочайшем уровне, – непозволительно. И звание двукратного олимпийского чемпиона тут не помощник. Евгений говорит уже, конечно, что откажется от каких-то шоу, туров и показательных выступлений. И что будет работать с Сашей, что называется, и днем, и ночью. Но ведь чаще всего это и не нужно. Главное – знать, что идешь в правильном направлении. И уметь его найти.
Бесстрашно взвалив на себя ответственность за бесстрашную Трусову, Плющенко бросил вызов и коллегам. И тоже уже говорит: задача – стать первыми на чемпионате Европы, мира и Олимпийских Играх. Конечно, странно, если бы эти планы не прозвучали в момент оформления отношений. Потому что – иначе, зачем все это затеяно?
Но за Тутберидзе-тим – не слова, а реальный счетчик побед. И вырвать Трусову из среды жесточайшей конкуренции и оставить «одинокой звездой» на льду «Ангелов», конечно, риск. Даже если ей будут созданы шикарные условия подготовки. При всем уважении – ни Станислава Константинова, ни Екатерина Рябова, тренирующиеся в Академии, конечно, не конкурентки Саше. Правда, соперницы могут появиться, если последуют еще какие-то приобретения Академии. Вполне возможно, Саша Трусова – первая, но не последняя и здесь.
Конкурентки могут со временем и подрасти – например, та же Вероника Жилина (2008 года рождения), если подтвердится и ее переход в Академию Плющенко. Сильнейшая фигуристка на сегодня в этом возрасте, уже владеющая четверным тулупом и тройным акселем. Только, конечно, крошки-фигуристки, даже самые талантливые, вопрос достаточно далекого будущего. И та же Жилина все же пока будет конкурировать с Соней Титовой, в свое время также перешедшей от Тутберидзе под крылья «Ангелов Плющенко».
Но, учитывая, что в Академию из группы Этери Тутберидзе перебазировался и тренер Сергей Розанов, который занимался как раз с юниорками, можно ожидать на льду Плющенко и еще кого-то. Цепочка внутренних переходов, видимо, продолжится.
«Я прекрасно понимаю, что они хотят развиваться. У них есть прекрасный бэкграунд, с помощью которого в течение нескольких лет они пытаются позвать к себе как спортсменов, так и тренеров. Не могу говорить про другие группы, но мы уже с этим сталкивались. И суммы, и контакты известны. Видимо, в данный период они нашли людей, которые захотели пойти на их условия, что-то поменять. Это касается как Саши, хотя, учитывая ее возраст, здесь все решают родители, так и тренера Сергея Розанова. Но он взрослый человек и решения принимает сам. Сказать, что его что-то не устраивало, смешно. Это мой друг, которого я сам пригласил (предварительно спросив Этери Георгиевну) к нам работать. До этого Сергей занимался подкатками. И как все тренеры нашей группы он рос, получал знания, технику, которая есть у нас в группе», – комментирует ситуацию Глейхенгауз.
Трудно предположить, что Евгений Плющенко не знает, какие трудности его ожидают (помимо перечисленного). Головная боль всех фигуристов мира – карантин. Никому отсутствие льда сил не прибавит. Зато может прибавить, например, сантиметры в росте. И если в обычном тренировочном процессе «новенькие» см. хоть как-то подстраивались бы под прыжки, то в нынешней паузе они могут выйти из-под контроля. Саша же начала расти уже в прошедшем сезоне. На пьедестале это очень хорошо просматривалось. А многооборотные прыжки любят стабильность – шаги см. вверх или вширь наказуемы.
Существует еще и серьезный вопрос вмешательства в процесс тренировок со стороны. Александр Волков, тренер Академии Плющенко, когда-то в самом начале после переезда семьи Трусовых из Рязани обучавший Сашу до перехода в группу Тутберидзе, говорил, что ему не нравится, когда родители влезают в тренировочный процесс. Речь шла как раз о Трусовых. «Они решили со мной не работать… Инициатива исходила от папы Саши. Вечером мы поговорили, а утром Трусова уже тренировалась в группе Царевой. Там они покатались, кажется, месяца полтора. А затем перешли к Этери». Хотя, наверное, контракт «Ангелов» как-то руководящую роль родителей все же ограничивает.
Этери Тутберидзе в нынешней ситуации лишних эмоций себе не позволила. Ну, если не считать их всплеском то, что тренер уже отписалась от Трусовой в Instagram.
«Конечно, привыкнуть к уходам спортсменов невозможно. Ведь, работая вместе, мы со временем становимся семьей, преодолевая постоянно возникающие препятствия на пути. Хороших спортсменов и специалистов всегда будут приглашать и предлагать более выгодные условия. Как реагировать на эти предложения – это решение каждого. Но наша команда отличается тем, что мы сами воспитываем и создаем этих спортсменов и специалистов. Конечно, предлагать более заманчивые условия мы никогда не будем, иначе пропадает доверие. Работая вместе, мы отдаем часть нашей жизни, часть себя», – написала Тутберидзе.
Эта история не закончена. И реально оценить, что потеряло или приобрело фигурное катание России, как и мировое – речь идет о фигуристке именно такого уровня, – мы сможем только на стартах. Против справедливых слов Ягудина, сорванных с миллионов языков, что называется, не попрешь.
Но есть ведь в расползании сильнейших спортсменов по разным ледовым точкам и нота оптимизма. И Саша Трусова, и ушедший тренер Розанов уже обучены работать на высочайший результат. И теперь должны продолжить делать это, создавая очаг конкуренции без Тутберидзе, гениального технаря Сергея Дудакова и хореографа Глейхенгауза. И если тот же Розанов готов на самостоятельное плавание – попутного ему ветра. Потому что новые грамотные тренеры никогда и нигде лишними не бывают. Переход забудется. Достижения останутся. Правда, если, конечно, они появятся.
За плечами Евгения Плющенко – богатейший опыт личных тренировок и выступлений, шоу и гениальный профессор Алексей Мишин. Материальные ресурсы. Ни одну из составляющих успеха в современном фигурном катании тут выкинуть нельзя. Осталось добиться успеха ученикам академии «Ангелы Плющенко».
А Этери Тутберидзе как-то написала по ходу сезона: «Надо идти дальше. Видим цель, а не преграду».