На продаже значков и постеров они заработали 100 тысяч фунтов на благотворительность.
Если вы любите британские футбол и музыку, то наверняка поймете, что зашифровано в этих эмблемах.
Впрочем, не только британские.
А здесь – узнаете?
Это проект под названием Bands FC, придуманный двумя приятелями из Манчестера. Год назад они решили объединить две главные британские страсти – музыку и футбол – и создали несколько сотен логотипов, в которых переплетаются эмблемы футбольных команд и названия или песни музыкальных групп.
Проект быстро заметили сами клубы и музыканты, а также большие выставочные площадки. За год Bands FC провели выставки в Лондоне, Нью-Йорке и Мехико, заработали 100 000 фунтов на продаже постеров и значков, а теперь делают проекты для «Манчестер Сити» и «Ромы».
Идея родилась от скуки
Два основателя Bands FC, Ник Фрейзер и Марк Липтротт, сошлись на любви к музыке и особенно малоизвестной британской рок-группе The Charlatans. Весной 2018-го музыканты устраивали фестиваль в пригороде Манчестера: Ник был в оргкомитете мероприятия, Марк – просто фанат группы.
«Когда фестиваль подошел к концу, я подумал, что мне надо чем-то занять свой мозг, – рассказал Ник в интервью Sports.ru. – Я разговорился с Марком и признался, что терпеть не могу, когда проекты заканчиваются и надо искать что-то новое. Где-то в голове у меня уже была идея чего-то похожего на Bands FC, но тут выяснилось, что Марк – графический дизайнер. Я спросил, следит ли он за футболом: «Не, не очень… Но в детстве я обожал коллекционировать стикеры».
Мы начали крутить идею вокруг логотипов и дизайна, ведь это важная часть футбольной идентичности. Но и в музыке без этого никуда: например, у группы Iron Maiden есть свой собственный узнаваемый стиль. Проблема лишь в том, что люди из футбола никогда не будут использовать такой сумасшедший шрифт. Они будет писать все очень выверенно. Мы же решили немного похулиганить».
Яркий пример: шотландская группа Primal Scream, популярная в 1980-90-х, и их альбом под названием Screamadelica. По словам Ника, это одна из самых известных обложек в мире.
«Мы подумали: что если бы это была футбольная команда? Наверняка они бы сделали лого более формальным. Плюс нанесли его на привычный для футбольных эмблем герб.
И знаете что? Группе это понравилось. Они пришли к нам и спросили: можно ли мы будет иногда использовать ваше лого? Кажется, на каком-то концерте они даже повесили его на дверь своей гримерки».
Первый логотип – для группы, фанатеющей за «Ливерпуль»
Дебютным проектом Bands FC стала эмблема группы Echo & the Bunnymen, которую одинаково сильно любят основатели.
«Для нас необязательно, чтоб у группы и команды была какая-то связь, вроде того, что за них болеет солист. Но здесь было просто: мы знали, что они из Ливерпуля и следят за футболом, болеют за свой клуб».
По словам Ника, главное – сделать логотип, измененность которого будет не сразу заметна: «Да, тут бросается в глаза заяц в центре вместо птицы. Но здесь еще множество деталей. У группы есть песня The Killing moon – и вот луна, наверху. Bring On The Dancing Horses – здесь же лошади. Даже сейчас его интересно рассматривать».
Еще более интересная задача – переделать лого, на котором нет никаких букв и названий команд.
«Это странно, что ты не пишешь имя клуба, но они все равно узнаваемы из-за цветов. Например, «Вулверхэмптон»: у них просто голова волка на лого, но все, что создано в черно-оранжевых цветах, будет сразу напоминать их. Или сине-фиолетовая эмблема ассоциируется с «Астон Виллой» и «Вест Хэмом».
И я начал думать: есть ли группа, у которой нет написанного имени, но все знают, кто это? Да, есть несколько. Black flag – они узнаваемы по четырем полосам, их фанаты часто делают себе такие татуировки.
Но мы решили сделать группу Wu-Tang Clan, у них летучая мышь на логотипе, похожая на оригинального волка».
Для выставки в Национальном музее футбола Bands FC создали 100 новых логотипов за две недели.
Созданные эмблемы быстро разлетелись по социальным сетям, и проект заметили большие футбольные организации.
«Когда на нас вышел Национальный музей футбола в Манчестере, мы были в шоке. Они сразу спросили:
– Парни, а вы не хотите сделать выставку? – Знаете, мы об этом никогда думали. – В общем, если соберетесь, то вы не против сделать ее у нас?
Что тут думать – конечно, хотим!
Мы договорились подготовить все за десять дней. Проблема только в том, что у нас не было достаточно эмблем, чтоб это смотрелось солидно. Мы не хотели вывесить условно десять картинок, потому что если ты производишь что-то в таком маленьком количестве, то какой-нибудь мальчишка на другом конце мира может затвитить это и выдать за свое. Глядя на логотипы, люди должны понимать, что это сделали именно мы».
В итоге за несколько недель с начала проекта было придумано около сотни новых эмблем.
Идея разместить логотипы на плакатах, похожих на те самые футбольные карточки и стикеры, родилась быстро. Больших бюджетов у Ника с Марком не было, так что они нашли хорошую печать, ограничились яркими постерами без рамок и развесили их в два ряда.
Музыканты и клубы начали твитить эмблемы друг другу
Выставка в Музее футбола добавила Bands FC публичности, скоро эмблемы увидели и те, кому они формально принадлежат.
«Когда я рос, моей любимой командой был «Дерби Каунти», сокращенно – DCFC. Но DCFC есть и в музыке: это группа Death Cab for Cutie. Мы объединили их, и затем внезапно артисты запостили в своем твиттере:
Я вообще думал, что Death Cab for Cutie понятия не имеют, что это за футбольный клуб. Но в социальных сетях наверняка часто путают аккаунты и пишут группе: «Ваш нападающий – дерьмо!», а футбольному клубу – «Моя жена обожает вашу песню, не могли бы вы сыграть на годовщине нашей свадьбы?»
Один из самых успешных логотипов по мнению Ника – группа Chas & Dave, музыканты которой большие фанаты «Тоттенхэма». Петуха поменяли на кролика в честь песни Rabbit, название клуба – на имя группы, а вместо швов на мяче добавили слово Gertcha – это еще одна их песня.
«Однажды я стоял на концерте группы и увидел у одного парня на кофте нашего зайца. Но была история и посерьезнее. У «Тоттенхэма» есть свой клуб болельщиков-ветеранов: все, кто служил в армии, могут в него вступить. Когда солист группы Чарльз погиб, они проводили в его честь мемориальную службу на стадионе и спросили, могут ли они использовать нашу эмблему. Военные повесили себе на форму зайца!»
Болельщики спорят из-за клубных предпочтений артистов
Bands FC осознанно не концентрируются на максимальной связи музыкантов с клубами: это сильно ограничило бы возможности проекта. То есть артистам совсем не обязательно болеть за команду или даже быть с ней из одного города.
«Есть группа Throbbing Gristle, они все такие индустриальные и страшные. Я спросил у приятеля, что можно сделать, он предложил Partick Thistle FC – просто потому что они рифмуются. И смотрите, у них тоже был довольно устрашающий, хмурый старый логотип, который мы использовали.
Или есть группа The La’s, их солист Ли Маверс – большой фанат «Эвертона». Все просили нас соединить их с «Эвертоном», но мы не следуем простым совпадениям и связям. К тому же, уже есть футбольный логотип, на котором буквы LA».
Такое несоответствие дало новый толчок обсуждению проекта. Социальные сети запестрели сообщениями о том, как Bands FC выбрали не ту команду или не ту группу для эмблемы. Дискуссия закрутилась, и создатели осознали, насколько это им на руку: весь футбол – это споры о том, как кто-то не прав.
Эмблемы продают в виде постера или значка, заработанные за год 100 тысяч фунтов передали на благотворительность
Зарабатывать на продаже эмблем в чистом виде проект не может: в случае с коммерческим использованием к Bands FC быстро пришли бы клубы или музыканты с судебными исками за неправомерное использование авторских прав. Поэтому Марк и Ник перевели все внимание на хорошее дело и пустили эмблемы в продажу, но с обязательным условием: заработанные деньги переводятся на счет выбранной группой благотворительной организации.
«Кто-то покупает значок или постер ради любимой группы, кто-то – ради футбольной команды. Это, как и говорил Марк в начале, напоминает коллекционирование: не очень дорого (значки продаются в онлайн магазине группы за полтора фунта, большие принты А3 на качественной бумаге – от 15 до 30). Но в итоге мы заработали почти 100 тысяч фунтов».
Некоторые проекты сделаны в память о погибших музыкантах. Солист шотландской группы Frightened Rabbit Скотт Хатчисон пропал и был найден мертвым в прошлом году. «Мы не стали делать им логотип, потому что начали проект почти сразу после трагедии и не хотели трогать эту тему. Но есть другая группа, Twilight sad. Они написали нам и сказали: «Мы знаем Frightened Rabbit, их барабанщик Грант – брат Скотта, и он также работает с нами. Можете ли вы сделать эмблему для них?» Это шло от самих музыкантов, и мы были очень тронуты, что в такой сложный момент они обратились к нам».
Группа организовала благотворительный фонд в память солиста, и Bands FC отправили все заработанные на эмблеме деньги туда. «Мы сделали тысячу значков, и их раскупили за 2 минуты, я не шучу. Мы были в шоке. Они стоили 15-20 фунтов, но один продали на ebay больше чем за 200 фунтов! Мы стараемся не допустить такой перепродажи, продаем не больше двух в одни руки, но не можем предупредить такие ситуации. Просто значки стали максимально ценными для фанатов как коллекционные вещи. Это показывает, как сильно людям интересны наши эмблемы».
Выставки в Нью-Йорке, Мексико Сити и лондонском королевском Альберт Холле
Через несколько месяцев после запуска на проект обратили внимание за океаном, и Bands FC предложили сделать выставку в США.
«Наверное, это эффект Америки, – рассуждает Ник. – В Штатах соккер сейчас – это нечто модное. Самые крутые люди в Нью-Йорке следят за футболом, а не за бейсболом, американским футболом или баскетболом. И они сходят с ума по таким мелочам, как маленькие значки или эмблемы.
Я честно думал, что если придет хотя бы пара случайных прохожих, то будет здорово. Но на открытии собралась очередь из 200 человек!»
Bands FC вернулись в Англию с ощущением, что они только что пережили самое крутое приключение в жизни. Но почти сразу на них вышел королевский Альберт Холл – один из самых элитных концертных залов Лондона.
«Это был момент, после которого обычно звонишь своему приятелю: «Дейв, это ты прикалываешься? А, я так и знал». Но это действительно был Альберт Холл! Я даже позвонил к ним в офис и спросил, существует ли тот человек, с которым я разговаривал, и мне ответили: «Да, конечно, это наш коллега. А вы насчет выставки Bands FC? Мы все здесь ее с нетерпением ждем!»
Мы сразу решили, что хотим сделать лучшую из возможных выставок. А здесь еще и Альберт Холл предложил нам вечер-открытие. Мы решили сделать небольшой DJ-сет, позвали пару приятелей с радио BBC. Но кроме того я наудачу написал главному футбольному журналисту The Times Генри Уинтеру. Он видел нас в музее футбола, подписался на нас в соцсетях, мы даже отправили ему пару постеров и значков для его сына.
Я забросил ему сообщение с вопросом, играл ли он когда-нибудь музыку, и не хочет ли попробовать на нашем открытии. Мне хотелось объединить музыку и футбол еще больше и поставить за диджейский пульт спортивного человека. Генри моментально ответил: «Я в деле!» Задал мне пару вопросов по поводу программы и прислал нам список треков, которые он хотел бы поставить. И знаете, это хорошая музыка!
В общем, это была отличная вечеринка. Правда, не без досадных историй. В 4 вечера я решил перевесить какие-то постеры, влез на лестницу – и рухнул с нее, метров с двух. В этот момент мне сказали, что Генри Уинтер только что приехал. Я же не мог уйти и поехать в госпиталь! На следующее утро выяснилось, что у меня сломана рука. И теперь все это – часть истории.
Кстати, кроме наших друзей с радио и Генри для нас сыграла группа The Lake Poets, которая написала заглавную песню для сериала Sunderland ‘Til I die. Это один человек-солист, и он не попросил никакого гонорара, мы просто забронировали ему отель на пару дней. Это удивительно: человек написал музыку для сериала Netflix – и выступил для нас!»
В сентябре постеры Bands FC вновь оказались на другой стороне Атлантического океана. Метрополитен города Мехико праздновал 50-летие, в организации принимало участие британское посольство (видимо, в честь первого в мире метро, которое было открыто в Лондоне). В итоге эмблемы повесили на станции Auditorio, через которую еженедельно проходит около 3 млн пассажиров.
Bands FC создает футболки, перерисовывает таблицу Менделеева и делает дизайн для «Сити» и «Ромы»
Одними эмблемами Bands FC не ограничиваются и уже несколько месяцев делают полноценные формы – со своими же логотипами и титульными спонсорами в виде названий песен или дисков групп.
Первой была футболка для шеффилдской группы Pulp. Дядя их барабанщика – знаменитый Гордон Бэнкс, вратарь сборной Англии на ЧМ-1966, и футболку, по словам музыкантов, оценил даже он.
«Мы заказали 1000 футболок и объявили в твиттере, что распродажа продлится всего сутки. Они улетели моментально, мы заработали 30 тысяч фунтов и отдали все деньги детской больнице Шеффилда», – рассказывает Ник.
Еще один проект формы посвящен Дэвиду Боуи: «Логотип мы адаптировали с эмблемы бразильской команды «Ботафого». Мы изначально не хотели что-то аляпистое и яркое, так что взяли их пятиконечную звезду и перевернули щит, ведь у Боуи есть альбом Blackstar. Кстати, дизайнер, который сделал обложку, Джонатан Барнбрук, тоже вышел на связь! Хотя часто многие в мире дизайна начинают ругаться, если берешься переделывать их работы.
Но на форме мы, конечно, оторвались. Сын Боуи, Дункан Джонс, даже написал нам, как ему понравилось!»
В последние месяцы Bands FC вышли на партнерство с большими футбольными клубами. Для «Манчестер Сити» они выпустили несколько логотипов, которые фанаты могут нашить на свою футболку в официальном магазине.
Сейчас же Ник и Марк работают над проектом для «Ромы».
Параллельно Bands FC продолжают создавать новые дизайны футболок. За одной из таких обратился экс-менеджмент группы Joy Division, который готовил мероприятия в честь юбилея альбома Unknown Pleasures.
«Люди часто спрашивают: вы предполагали, что все будет именно так? Да кто вообще мог такое предложить?! Моя мама до сих пор не понимает, что мы делаем, но она рассказывает людям, как мы были в Альберт Холле с чем-то, связанным с музыкой и футболом. Мы думали, что лишь развлечемся пару недель, но проекту уже больше года, и мы получаем все более и более безумные предложения, которые просто сносят нам голову», – …. При этом создатели продолжают работать и вне Bands FC: Марк дизайнер и читает лекции, Ник организует фестивали и прочие мероприятия для музыкальной индустрии.
Еще одна мощная идея затронула таблицу Менделеева: «Мы как-то вспомнили про нее и подумали: на ней много клеточек, все элементы помнят только химики, но визуально выделяется одна – это H, водород. Одна клеточка, стоящая выше всех и как бы отдельно. Она вроде как лучше всех – конечно же, это чемпион. Дальше идея понеслась стремительно: все остальное можно поделить на дивизионы, внутри них тоже можно красить команды-элементы в разные цвета: где выход наверх, где вылет из лиги. Здесь куча информации.
Мы сделали несколько, для разных сезонов и чемпионатов, и как-то запостили испанскую, отметив со смехом официальный аккаунт «Барселоны»: ну кто там нас увидит? Но они увидели. И попросили нас отправить им парочку принтов, если возможно. Мы отправили десять, и теперь думаем, висит ли у Месси на стене такой постер».
Русские клубы в Bands FC тоже есть
Bands FC – максимально британская идея, объединившая две главные страсти этой страны: футбол и музыку.
Ник согласен, что в Америке создать нечто похожее было бы невозможно: «Все британские эмблемы сильно перекликаются с городскими гербами, это интересная и старинная геральдика, с которой можно играть, пытаясь ее осовременить. В США же они изначально создают логотипы, которые будут хорошо продаваться».
Удивительнее всего то, что создатели в действительности не сильно следят за футболом. «Я могу посмотреть игру «Юнайтед» или «Сити», просто потому что рос в Манчестере. Но мне никогда не было близко яростное боление за какую-то одну команду. Я видел, как мальчики в школе, здоровые парни, ударялись в слезы, потому что их команда проиграла.
Даже сейчас, когда «Норвич» обыграл «Сити», все взрослые люди в Норвиче орут так, будто они только что выиграли лигу. Друзья, успокойтесь!.. Но как только я это говорю, то сразу же начинаются обвинения в том, что я фанат «Сити». Мне страшно представить: что если два пилота самолета обнаружат, что один из них фанат «Тоттенхэма», а второй – «Арсенала», – смогут ли они работать дальше? Наверное, именно поэтому в итоге я пошел по пути музыки».
Кстати, Ник немного говорит по-русски: «В университете я проходил курс по гостиничному бизнесу, и мы должны изучать иностранный язык. У меня были французский и немецкий в школе, я планировал продолжать учить их, но неожиданно познакомился с преподавателем по имени Даг, который вел курс по русскому. Он преподавал в университете в Москве и сказал, что есть возможность съездить в Россию на 10 дней. Цена вопроса – 100 фунтов, но ты должен быть на курсе.
В итоге я учил русский, и в 1988-м оказался в Москве. Что за волшебная поездка это была! Даг работал в МГУ, у него до сих пор там друзья. К примеру, у нас был обед с женщиной, которая только что написала словарь, 40 лет писала его, и он только-только был закончен! (вероятно, речь о лингвистах Майе Зарва или Флоренции Агеенко, написавших «Словарь ударений русского языка» – Sports.ru)
Мы жили на станции метро Юго-Западная, я до сих пор это помню! Мы довольно быстро научились читать вывески, хотя не всегда понимали, что это значит. Например, «ВЫХОД», это на всех станциях метро и в магазинах. Прошло 30 лет, а это все еще у меня в голове»
В коллекции Bands FC уже есть несколько российских клубов, даже самых неожиданных.
Например, Уфа – и Боб Дилан
Американская группа Trains – и Локомотив-Казанка
Pussi Riot – в стиле советского аванганда
И, пожалуй, самое внезапное: футбольный клуб «Москва» и минимально известная группа Mosque, созданная одним из ведущих радио BBC в конце 1980-х.
Фото: bandsfc.com; royalalberthall.com; Twitter/_Bands_FC