В нашей стране в свое время была аналогичная программа
Пентагон объявил об очередном запуске сверхсекретного беспилотного космического корабля многоразового использования X-37B. Его выводит на орбиту ракета-носитель Atlas V компании ULA, которая использует российские двигатели РД-180. По официальной версии, миссия челнока – работы по преобразованию солнечной энергии в радиочастотную микроволновую, чтобы обеспечить неограниченное время полета для орбитальных беспилотников и спутников. По неофициальной – испытания противоспутникового оружия.
Фото: United States Air Force.
Работы по космическому беспилотному самолету НАСА и Boeing очень активно начали вести в 1999 году. Однако военные специалисты с самого начала были уверены, что программу X-37B курирует Пентагон, и главное предназначение челнока – военное.
Поначалу говорилось, что этот аппарат необходим для ремонта спутников на околоземных орбитах высотой до 700 км. Но в 2004 году программу по X-37B в США засекретили. Ее отдали Пентагону И агентству по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам DARPA.
Сегодня ясно, что аппарат способен работать как по воздушным, так и по космическим целям, может быстро маневрировать со скоростью до 20-25 махов, «перескакивая» с орбиты на орбиту. Доставлять с Земли в космос и обратно небольшие грузы (при взлетной массе космолета в 4989 кг, его полезная нагрузка — до 900 кг). Но главная задача космических беспилотников – разведка и отработка программы перспективного перехватчика.
В космосе такой аппарат должен инспектировать чужие спутники, и в случае необходимости — применять против них противоспутниковое оружие, либо защищаться от него.
Начиная с 2010 года, X-37B в интересах ВВС США совершил уже пять экспериментальных полетов. Последний, рекордный по продолжительности – 780 дней. Из него космолет вернулся в октябре 2019 года, совершив успешную посадку на космодром на мысе Канаверал после того, как вывел на орбиту три секретных малых спутника.
Сейчас мини-шаттл должен вывести на орбиту спутник FalconSat-8 с пятью экспериментальными полезными нагрузками, которые разработаны в интересах Академии ВВС США.
В последнее время Пентагон активизировал работы по выведению оружия в космос. К середине 2020 года в США должно завершиться создание нового вида вооруженных сил — Космических сил (United States Space Force). По мнению специалистов, Х-37В – это один из образцов оружия, созданного для новых космических войск США.
Россия тоже могла бы иметь такой аппарат. Более того, она начала создавать его гораздо раньше, чем Штаты. Работы над аналогичным космолетом велись в России еще в 60-70-х годах прошлого века в КБ «МиГ» по программе «Спираль» под руководством генконструктора Артема Микояна.
Совет Министров даже подготовил постановление о запуске проекта, которое подписало практически все руководство, включая министра авиапрома, общего машиностроения. Но министр обороны Андрей Гречко отказался его подписывать. Он был пехотинцем и слабо разбирался в космосе. На документе он поставил резолюцию: это все фантастика, нам такое не нужно.
Сын Артема Микояна – авиаконструктор Ованес Микоян, работавший по этой программе, рассказал «МК»:
-К моменту, когда министр обороны Гречко отказался подписывать постановление, которое должно было открыть широкую дорогу к освоению космоса, мой отец уже вел переговоры с Сергеем Павловичем Королевым по заброске нашего космолета на орбиту с помощью ракеты «Союз». Наш космический самолет назывался «изделие – 105-11». 11- это значит, дозвуковой вариант.
В качестве платформы для запуска аппарата изначально планировалось использовать самолет-«разгонщик», скорость которого по проекту должна была составлять 6-8 Махов (1 Мах – скорость звука. – «МК»). Но самолет-«разгонщик» так никто и не сделал.
«Изделие 105-11» на испытаниях подвешивали к самолету Ту-95КМ. Всего было сделано 8 «подлетов», один самостоятельный перелет на другой аэродром и 23 совместных полета под самолетом Ту-95КМ. В шести случаях был осуществлен сброс «изделия – 105-11» и совершен самостоятельный полет.
Но даже после того, как министр обороны отказался от проекта «Спираль», конструкторы втихаря продолжили над ним работать вплоть до 1976-1977 годов.
По словам Ованеса Микояна, в Центре подготовки космонавтов был даже создан отряд из 10 человек во главе с Германом Титовым, космонавты которого вплоть до 1973 года серьезно готовились к полетам по программе «Спираль».
-Когда уже в 1984 году министром авиационной промышленности Иван Силаев познакомился с программой «Спираль», — говорит Микоян, — он сказал, что этот проект опередил свое время лет на пятьдесят. Действительно, на «изделии – 105-11» впервые в мире был отработан ряд уникальных технических решений. В частности, впервые был создан особый носовой обтекатель в форме закругленного конуса. За что самолет прозвали «лаптем». Позже эта форма стала прообразом обтекателя нашего многоразового космического челнока «Буран», над которым работал наш выдающийся советский конструктор Лозино-Лозинский. Только у «Лаптя» обтекатель был выполнен из молибденового и ниобиевого сплава, крепившегося к корпусу, а у «Бурана» – керамическая плитка непосредственно на корпусе аппарата. И если сейчас присмотреться к американскому X-37B, то станет понятно, что по форме обтекателя он – почти точная копия советского «лаптя».
И удивительного здесь ничего нет, считает Ованес Микоян, так как американцы с самого начала очень внимательно следили за работой советских конструкторов над этим аппаратом.
-Потом, как только началась перестройка, а за ней — полный развал, говорит конструктор. — Американцы купили его чертежи. А может, и выкрали — этого я точно не знаю. Но чертежи «лаптя» пропали.
Эксперт в области Воздушно-космической обороны, начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (2007-2009 годы) полковник запаса Сергей ХАТЫЛЕВ называет американский космолет Х-37В супероружием, в создании которого Россия серьезно отстала от США.
-В перспективе американский космический аппарат будет способен работать даже с применением гиперзвукового оружия, — считает эксперт. — Пока у Пентагона имеется два таких аппарата, которые поочередно выводятся на низкую околоземную орбиту высотой от 240 до 800 км. Начало серийного производства Х-37В запланировано на 2025 год, так что у нас еще есть фора в 6-7 лет, чтобы подготовит свой ответ.