Эксперты оценили проект: «Было бы правильно с точки зрения социальной справедливости»
В Госдуму внесли законопроект о возврате индексации работающим пенсионерам с 1 июля. Документ появился в электронной думской базе. Авторы законопроекта указывают, что на индексацию потребуется 184 млрд рублей в год – вполне посильная для бюджета сумма. Однако правительство уже дало негативный отзыв на законопроект. Увеличивать пенсии работающим пенсионерам перестали в 2016 году. Опрошенные нами эксперты оценили шансы на принятие законопроекта.
фото: Геннадий Черкасов
Единственное, что происходит со страховыми выплатами работающих пенсионеров после 2016 года — это перерасчет за стаж работы, который ежегодно проходит автоматически в августе. В отличие от традиционной индексации на фиксированный процент, такая надбавка зависит от размера заработной платы пенсионера, но ее максимальный размер ограничивается. В прошлом году максимальная прибавка равнялась 261 рублю 72 копейкам. Индексация же по инфляции, которую имеют все остальные пенсионеры, для их работающих коллег не проводится.
Авторы законопроекта, среди которых председатель думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов и член Совета Федерации Сергей Леонов, предложили пересмотреть размер страховой пенсии работающих пенсионеров к середине этого года и установить фиксированную выплату к страховой пенсии в размере 5686,25 рубля. В финансово-экономическом обосновании указывается, что эта мера повлечет дополнительные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2020 году в размере 184,25 млрд рублей. Финансировать их предложили за счет профицита федерального бюджета.
«Происходит нарушение трудового и пенсионного законодательства. Кроме того, данная ситуация приводит к снижению поступления страховых взносов», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Однако в кабмине несправедливости не видят. В отзыве на законопроект говорится, что «корректировка размера страховой пенсии и индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии являются компенсацией инфляционных издержек, которые могут покрываться за счет заработной платы работающих пенсионеров». Иными словами, правительство отказ от индексации аргументирует наличием зарплаты у работающих пенсионеров.
Между тем, в январе 2016 года в России насчитывалось более 15 млн работающих пенсионеров. К концу I квартала их число резко упало до 9,6 млн человек, говорилось в отчете Счетной палаты РФ. Это связано с тем, что на фоне отказа от индексации многие их них стали работать «в серую». Аудиторы сделали вывод, что реальной экономии на отказе от индексации пенсий государству добиться не удалось.
«Когда в 2016 году отменяли индексацию, аргументировали это не только снижением расходов Пенсионного фонда, но и предоставлением некоего права выбора для пенсионеров. Мол, либо работаешь без индексации, либо переходишь в статус неработающего пенсионера, и тогда появляется больше рабочих мест для молодых людей. В итоге 6 млн человек «ушли в тень», а не перестали работать», — полагает доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
По ее словам, возврат индексации было бы правильным решение с точки зрения социальной справедливости. «Вот только сейчас неподходящее время. Индексацию отменили во вполне благополучный стабильный период, а вернуть ее предлагается в такое непростое время, когда бюджетные деньги могут быть расходованы на другие неотложные нужды», — считает эксперт.
Сумма в 184 млрд рублей вполне посильна для бюджета почти в 20 трлн рублей, уверен руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. «Чиновники прекрасно понимают, что в России очень скромные пенсии, поэтому некоторые пенсионеры вынуждены работать. Если мы называемся социальным государством, индексацию пенсий для работающих стоит вернуть. При этом не стоит забывать, что люди пенсионного и предпенсионного возраста — в группе риска. В случае сокращений их увольняют прежде всего, и никакие законодательные ограничения их не спасают – у работодателей всегда есть рычаги для продавливания таких решений», — предупредил наш собеседник.