Эксперт: «Вряд ли застройщики до конца осознали, в какой они находятся заднице”
Продажи столичной и подмосковной недвижимости ушли в крутое пике. По оценке аналитиков, количество сделок на первичном рынке упало в два раза. Покупатели боятся смотреть квартиры, а риелторы их показывать. Но страх заразиться коронавирусом – не единственное препятствие на пути к желанным метрам, неопределенность с работой и падение курса рубля – вот главные причины, почему даже тот, кто планировал в этом году справить новоселье, решил отложить это счастливое событие на потом.
фото: Роман Орлов
«Работы стало больше, но на выходе – нулевой результат», — жалуется Марина, менеджер по продажам в одной крупной московской девелоперской компании.
По ее словам, сразу, как только в Москве был объявлен режим самоизоляции, их офис перешел на удаленный режим работы. Они организовали онлайн-просмотры своих объектов в формате 24/7.
«Интерес со стороны клиентов есть, — продолжает девушка. – В день поступает очень много заявок на видео-экскурсии. Люди прицениваются, задают много вопросов в чатах про цены, скидки, условия ипотеки. Но при этом ничего не покупают. Хотя ипотеку сейчас можно получить под небывало низкий процент».
Действительно, многие застройщики в апреле перевели свои офисы продаж на «удаленку», и теперь все этапы сделки с недвижимостью покупатель может осуществить с помощью интернета. Выбрать на сайте компании квартиру из каталога, получить консультацию специалиста по видеосвязи. Даже договор можно подписать удаленно с помощью электронной цифровой подписи. Кстати, при онлайн-бронировании застройщики предоставляют клиентам ощутимые скидки. От покупателя нужны лишь паспорт, ИНН, СНИЛС и, конечно, деньги на счете. А вот с последним как раз серьезные проблемы.
«Мы с мужем планировали в этом году купить двушку в Новой Москве, — рассказывает Вероника Филиппова, одна из тех, кто решил отложить новоселье до лучших времен. – Она стоит примерно 7-8 млн. рублей. Два миллиона мы накопили, на остаток суммы хотели оформить ипотеку на 15 лет. Еще до карантина по ковиду и обвала рубля, банк посчитал мужу условия кредита. Получалось, что ежемесячный платеж составит около 60 тысяч рублей. При условии, что его доход будет не ниже 110 тысяч руб. Но на тот момент он получал намного больше».
Молодые люди уже собирались вносить задаток за квартиру, когда неожиданно всех закрыли по домам. Компания мужа Вероники отправила своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, и что будет дальше, когда карантин закончится, руководство им не говорит.
«Раньше он все время подтрунивал надо мной, — говорит Вероника, — мол, я больше трачу на дорогу и обеды в столовке, чем получаю. А теперь притих, понимает, что, если его уволят, то я останусь единственным кормильцем в доме. Все-таки у бюджетников намного больше гарантий сохранить работу, чем у тех, кто трудится в частной компании. Но с моей мизерной зарплатой об ипотеке даже мечтать не приходится, сейчас для нас главное не пойти с протянутой рукой».
Месяц назад на совещании Владимира Путина с правительством один из крупнейших девелоперов Москвы Сергей Гордеев сообщил президенту страны, что строительная отрасль терпит колоссальные убытки: в апреле продажи упали на 65 % по сравнению с мартом.
Аналитики ЦИАН считают, что спрос скатился на уровень 2016 года, и последний раз такое резкое падение продаж наблюдалось только в начале 2015 года — тогда ЦБ резко поднял ключевую ставку, и ставки по ипотеке стали для большинства людей неподъемными. Но сейчас, несмотря на то, что ставка по ипотеке невиданно низкая – всего 6,5 процентов, экономическая ситуация в стране — намного хуже, чем была 5 лет назад. В апреле 2020-го произошел идеальный шторм: из-за пандемии коронавируса вся страна села на карантин, экономика остановилась, малому и среднему бизнесу грозит разорение, плюс обвалились цены на нефть и рухнул рубль.
«Принять решение о покупке недвижимости в таких нестабильных экономических условиях могут лишь те, у кого вся сумма есть в наличии, — уверен независимый риелтор Максим. – Но таких покупателей очень немного. Есть еще люди, которые хотят продать старую квартиру и с доплатой приобрести более комфортную новую. Но тут тоже не все гладко, если даже у них есть необходимая дополнительная сумма, найти покупателя на их старое жилье будет намного сложнее».
Вот и получается, что хотя застройщики и риелторы очень быстро освоили онлайн-режим работы, реальных продаж у них кот наплакал. Потенциальные покупатели охотно участвуют в виртуальной игре, они активно посылают онлайн- запросы на просмотр квартир, бродят с помощью веб-камер по строящимся объектам, прицениваются, задают менеджерам много вопросов, но подписывать договор не спешат.
«Все жалуются на падение продаж. Но вряд ли застройщики до конца осознали, в какой они находятся заднице, — замечает Максим. – Иначе бы поторопились снизить цены, а вместо это есть даже небольшой рост относительно марта. И скидки давать покупателям тоже не торопятся. Наверно, думали, что льготная ипотека стимулирует покупательский спрос. Но что-то не видно, чтобы выстраивались очереди за московскими и подмосковными новостройками».
По мнению аналитиков в сфере недвижимости, такая ситуация, как сложилась сейчас, долго не продержится. Это никому не выгодно. Прежде всего, девелоперам, потому что вложенные в строительство деньги должны работать, да и банкам тоже нужно продавать свои кредиты, вот только понять бы, кто из клиентов платежеспособен.
«У меня несколько сделок сорвалось, потому что банк не одобрил ипотеку клиентам. Человек предоставляет справку 2НДФЛ, и там — все супер! Но это цифры докризисные, а что будет с ним и его компанией через месяц-два, а тем более год, никто не знает. Банки боятся раздавать деньги, и люди тоже опасаются впрягаться в ипотеку, ведь это обязательство на много лет вперед. В общем все ждут, когда закончится карантин, и тогда будет хотя бы какая-то ясность с экономикой. А пока, как сказал, один мой коллега: все нормально, падаем!».