Ранее во Французской Гвиане «Фрегат» заподозрили в токсичности
Топливо из разгонного блока «Фрегат» было слито перед отъездом российских сотрудников НПО им. Лавочкина с космодрома Куру во Французской Гвиане. Об этом сообщили «МК» в Роскосмосе в связи с информацией французской стороны о возможной утечке горючего из российского разгонного блока (РБ).
фото: ru.wikipedia.org
«Разгонный блок» Фрегат.
Ракете-носителю «Союз-СТ», которая вместе с «Фрегатом» должна вывести на орбиту спутник ОАЭ Falcon Eye 2 (по информации «МК», он имеет двойное назначение), не везло с самого начала. Ее старт первоначально планировался на начало марта, однако в последний момент, 5 марта, было принято решение снять «Союз-СТ» со стартового комплекса. Заказчики от арабских эмиратов потребовали заменить именно разгонный блок «Фрегат» на новый в связи с обнаружением сбоя в плате блока обогрева одного из жидкостных двигателей малой тяги системы управления РБ.
Несмотря на заверения российской стороны в том что замечания в данном случае не критичны и не смогут препятствовать проведению запуска и штатному выведению спутника на орбиту, заказчик оказался непреклонен. Топливо из ракеты «Союз» и разгонного блока пришлось сливать, всю конструкцию разбирать и ждать замены «Фрегата». Старт в итоге был перенесен на конец марта.
Когда проблема с претензиями к РБ была решена, и ракета-носитель с разгонным блоком вновь стояли на пусковом столе, грянула пандемия коронавируса. Французская сторона объявила, что в связи с риском заражения сотрудников Covid-19 срочно покидает Куру. Это означало, что разгонный блок снова придется отцеплять от ракеты, снимать со старта сам «Союз-СТ» и ждать лучших времен.
Ракету, разгонный блок и арабский космический аппарат перевели в безопасный режим хранения, после чего более 200 специалистов российской ракетно-космической отрасли были также, как их французские коллеги, в несколько этапов эвакуированы из Французской Гвианы.
И вот 21 мая оттуда пришла информации о периодическом срабатывании сигнализации системы обнаружения паров окислителя, что может говорить об возможной утечке топлива из «Фрегата» и необходимости возвращения российских специалистов (в данном случае из НПО им. Лавочкина, обслуживавших РБ) на экваториальный космодром.
Как сообщили в Роскосмосе, в госкорпорации уже провели предварительное совещание со специалистами НПО, которые заверили, что перед отъездом с Куру слили все топливо из баков в соответствии с инструкцией: «И «Союз», и «Фрегат» мы «слили», утечки быть не должно». «РБ «Фрегат» находится на хранении в помещении, отвечающем всем международным стандартам безопасности, в том числе экологической, и не представляет опасности для обслуживающего персонала и окружающей среды, — уточнили в Роскосмосе. Не исключено, что срабатывание паровых датчиков было ложным».
Несмотря на это, для оценки ситуации и обеспечения необходимых мероприятий руководство АО «НПО Лавочкина» и ФГУП «ЦЭНКИ» принимает все меры для организации вылета группы специалистов во Французскую Гвиану.
Их прибытие там ожидается в первой декаде июня 2020 года.