Железные дороги обустраиваются не только для поездов. Лучший пример тому – рельсы трамвайные, которые продолжают сохранять популярность, и сегодня мы обратим на них самое пристальное внимание. Рассмотрим их ключевые особенности, сферу применения, важные геометрические и главные эксплуатационные параметры, а также правила приемки, испытаний, перевозки и хранения. Максимум подробностей и только полезная информация, чтобы вы понимали, в каких практических ситуациях их укладывать и как правильно использовать.
Сразу подчеркнем, что их состав, технологию изготовления, контроль качества и монтаж обуславливает целый ряд межгосударственных стандартов, именно поэтому готовые изделия металлопроката могут похвастать определенной универсальностью.
Трамвайные рельсы: это что такое
Они являются элементами верхнего строения путей (ВСП), предназначенных для движения городского железнодорожного транспорта. Представляют собой направляющие, по которым катятся колеса вагонов; вес последних обычно превышает 15 т, а значит опорные конструкции ЖД-линии должны стабильно выдерживать существенные нагрузки. Кроме того, они также обязаны отвечать определенным требованиям, причем противоречивым, то есть:
- сохранять твердость и прочность, чтобы долго и эффективно сопротивляться истиранию;
- оставаться гибкими – для корректной укладки на поворотах колеи.
Область применения
Они используются для обустройства маршрутов перемещения городского электрического транспорта, то есть трамваев. В зависимости от конфигурации, могут использоваться:
- для создания путей с верхним строением из железобетонных плит – в них бесшеечные рельсы утапливаются, после чего закрепляются с помощью уплотнителей;
- на проезжей части улиц – желобчатые их модели, которые выбираются для формирования совмещенного полотна;
- в скоростных тоннелях – для создания самостоятельной или обособленной колеи;
- на кривых участках, для обеспечения достаточной надежности ЖД-линии.
Столь широкая область применения обуславливает их актуальность: они продолжают не просто использоваться, но и совершенствоваться, тем более что от электротранспорта не спешат отказываться даже в мегаполисах с их плотным трафиком.
Чем рельсы для трамвайных путей отличаются от других видов
- Ключевая разница – в конструкции: они обладают желобом, в котором при движении вагона скользит колесная реборда, упираясь в его стенки и обеспечивая прохождение даже по очень малому радиусу.
- Могут быть изготовлены как прокатным методом, на специальных станках, так и литьем.
- По умолчанию у них есть подошва, шейка, головка и губка, но при монтаже в желоба берутся модели, не имеющие двух первых элементов, способствующие уменьшению вибрации и шума.
- Соединяются между собой как сваркой, так и с помощью резьбовых болтов и накладок; в ряде случаев предусмотрено дополнительное припаивание проводников, а также применение стержней – для контроля постоянства расстояния между параллельными направляющими колеи.
- Высота трамвайного рельса бывает разной – высокой (обозначается Тв) или низкой (маркируется Тн), подробнее ее мы рассмотрим ниже, вместе с другими геометрическими показателями.
Классификация
В соответствии с ГОСТами 21014 и Р 50542, по конструкции выделяют следующие их типы:
- для прямых отрезков ЖД-колеи – РТ58 и РТ60Е;
- для криволинейных участков, путепроводов, мостов – РТ62 и РТ62Е.
По виду температурной обработки они могут быть:
- нетермоупрочненные – НТ;
- с термической закалкой желоба и поверхности катания – Т.
По прямолинейности существуют такие их классы:
- повышенной – А;
- высокой – В.
По точности исполнения есть две их группы:
- нормальной – Y;
- повышенной – X.
По наличию/отсутствию концевых болтовых отверстий:
- с ними – 2О;
- без них – БО.
Чтобы готовые прокатные изделия отвечали эксплуатационным требованиям и могли использоваться в течение длительного срока под серьезными нагрузками, необходимо выдержать расчетную геометрию, к рассмотрению которой мы и переходим.