Кандидатура тренера представлена Минспорту
Если вы хоть что-то понимаете в том, как выбирают тренеров для российского биатлона вообще, а конкретно — на следующие два года до Олимпийских игр, вам повезло. Владимир Драчев, пришедший в 2018 году на президентство СБР, собрал свою команду. Подразумевалось — и анонсировалось — на олимпийский цикл. Цикл нынче в самой середине, но новые назначения опять предложены. До 20 апреля должен быть сформирован тренерский штаб.
ЧМ-2020 в Антхольце. Фото: biathlonrus.com
Правление СБР все же выдвинуло кандидатуру Валерия Польховского на должность главного тренера. Решение должно утвердить Министерство спорта России. А вот Драчев говорит: нынешнего тренера Хованцева (который, кстати, узнал об этом из Интернета) увольнять поспешили. И старших тренеров, которых собирается привести Польховский, президент СБР тоже не хочет.
«Большинство членов правления СБР решило, что главный тренер сборной России Анатолий Хованцев не справился со своей работой. Я предлагал не торопиться и отложить решение, сначала необходимо было сделать четкий анализ работы тренерского штаба, спешки в этом деле быть не должно. Тренеры пока отчитались только на бумаге. Не видя людей и без досконального разбора ошибок, было принято решение о замене. Я просил правление не делать поспешных решений, нужен четкий анализ, а не эмоциональный», — говорит Драчев.
Да, сезон для российского биатлона был провальный. Почему так случилось, понять по ходу стартов было со стороны невозможно. Но вот нынче — хотя и дозированными кусками, но доносит информацию пока еще нынешний главный тренер Анатолий Хованцев. Который, кстати, даже планы, с его слов, в этом году для основной сборной не писал — только для юниоров. Потому что в СБР решено было дать больше воли тренерам.
Как объясняет Хованцев, именно правление СБР как раз смотрело в сторону омоложения тренерского состава (и самих спортсменов) и отказа от людей из «мутного» прошлого. Так и образовался нынешний тренерский костяк с опытом, к которому искали в помощь совсем молодых.
Рассказывает Хованцев и свое видение причин провала сборной в январе. Из-за отсутствия денег (а сборами, по словам специалиста, занимался нынче отстраненный исполнительный директор) вместо длинных сборов на удобных высотах 800 и 1100 метров в Хохфильцене команда уехала в Обертиллиах на пять дней (высота 1450 метров). «Только акклиматизация началась — едем на этапы Кубка мира. Конечно, результата там нет. Поехали вниз — там еле люди восстанавливались. Елисеев, Гараничев, Латыпов, Поршнев — все были в тяжелом состоянии, плюс не было биохимии никакой на сборах. Скомканная подготовка сказалась на результатах чемпионата мира. В Риднау работали 14 дней, но не все успели к нему восстановиться».
Можно слушать, можно не соглашаться. Конечно, только специалисты могут оценить степень тренерской вины в результатах: не того и не туда поставили, не так готовили. Или — организационной: какой из сборов был лишним или неправильным. Или — самих спортсменов: не выполнил что должно. Да и дело, конечно, даже не в нашем общем понимании причин сезонных неудач: мы-то тут — сторонние наблюдатели. Но целый сезон отнюдь не новички биатлонного дела шли по своим планам к целям. И для правления эти планы и цели, наверное, были не тайной за семью печатями. И разве коллективная ответственность должна быть не только за победы?
Поэтому и не совсем ожидаемо, что вновь происходит в сборной «всеобщая» смена тренерской власти. Да еще, судя по всему, и вопреки президенту СБР. Который и выбирало биатлонное сообщество вместе с командой, что должна была показать результат работы. Возможно ли это за два года?
«Трудно работать, когда тренеры у нас меняются каждые два года. Мы еще не притерлись друг к другу, а уже опять меняются тренеры, просто каша в голове», — сказал недавно Матвей Елисеев. И ведь «каша» та видна на стартах.
Но теперь Валерий Польховский вновь врывается в российский биатлон, и это будет уже его примерно шестое официальное возвращение в сборную. Вообще-то он должен был это сделать сразу с приходом Владимира Драчева в 2018-м, но что-то пошло не так. А в прошлом декабре все же занял должность вице-президента «по обеспечению сборных». Как раз на фоне бурных жалоб на все подряд: оружие, лыжи, сервис. И вот уже перед правлением, которое принимало отчет тренеров сборной в апреле и выносило вердикт, именно Валерий Польховский организовывал дистанционную работу тренерского совета и подсчитывал голоса.
Теперь до 20 апреля именно вице-президент СБР должен сформировать предложения по формированию тренерского штаба сборной России на следующий сезон. В число кандидатов входят хорошо известный России словенско-белорусский специалист Владимир Королькевич и бывший главный тренер сборной Казахстана Роберт Кабуков, которые считаются его давнишними соратниками.
«Я категорически против приглашения этих специалистов, потому что знаком с их работой» — эта цитата Владимира Драчева облетела уже весь биатлонный мир.
«В России много специалистов. Считаю, что и Сергей Белозеров, и Михаил Шашилов, чьи воспитанники показывают хорошие результаты, могут справиться с этой работой. Надо просто дать им возможность спокойно работать, и не один год. Мы же стараемся обвинить всех в отсутствии результатов и поменять, толком не разобравшись».
…Министерству спорта теперь предстоит принять волевое решение по самой расстрельной должности в биатлоне. Хованцеву главным тренером уже, конечно, не быть. Но быть ли Польховскому? Или все же сама эта должность уйдет из организационной структуры СБР?