Напоминаю, что это — вторая часть итогов сезона 19/20 в фигурном катании, и посвящена она будет исключительно женскому одиночному.
Прошедший сезон примечателен, конечно же, явлением во взрослое катание трио ТЩК: Трусова, Щербакова, Косторная. Его уже года полтора как ждали, но ведь не было никакой гарантии, что у Тутберидзе девочки смогут не растерять прыжки к осени 2019 г. Этери Георгиевна полна неприятных сюрпризов. Вот, например, Алёна Канышева, перейдя к ней, в срочном порядке завершила карьеру… но это уже другая тема.
Ещё одна интрига заключалась в том, смогут ли действующие взрослые фигуристки, в частности, Загитова, которая, как считают её фанаты, великая, что-то противопоставить ТЩК. Всё-таки Алина ещё вполне юна, с регалиями, а они обязывают принимать вызовы и отвечать на них — тем более, если это вызовы одногруппниц. Административный ресурс у девушек одинаковый, все они пользуются влиянием Тутберидзе и «Самбо-70», а в пользу АЗ изначально ещё играл фактор наличия титулов и бОльшая спонсорская поддержка. Этот сезон должен был ответить на вопрос: стоит ли Загитова хоть чего-то, как самостоятельная единица в истории фигурного катания, или же она всего лишь продукт фабрики Тутберидзе, который обесценится сразу же при поступлении на рынок новых моделей?
Сезон показал, что наследие Загитовой ничего особенного не стоит. Первая победа ТЩК над Алиной, кстати, случилась ещё в прошлом году — тогда они числились юниорами, но получили допуск до взрослого ЧР, где и разобрались с одногруппницей. Традиция продолжилась и в сезоне 19/20. Это вполне закономерно: и Косторная, и Щербакова и Трусова улучшили прыжковый контент, в то время как Алина даже немного упростилась, перенеся каскад лутц-риттбергер в первую половину.
Самый интересный старт — конечно же, финал гран-при. По сути, ФГП — это тот же ЧМ, только первой половины сезона. Там почти всегда выступают лучшие. Загитова потерпела на нём самое сокрушительное и деструктивное поражение в карьере. Её итог: последнее место, в то время как именно ТЩК были на пьедестале. Последнее место с просто гигантским отрывом от пьедестала. Косторная опередила её на 42 балла, Щербакова — на 35, Трусова — на 28. У каждой из малышек и личный рекорд по сумме больше, чем у АЗ. Это говорит о том, что даже с идеальным для себя катанием никакое первое место Загитовой не гарантировано. Хотя личный рекорд Алины близок к результатам Щербаковой и Трусовой даже при отсутствии ультра-си. Это ещё и говорит о космическом уровне Алининых накруток, коими она и выстроила свою карьеру.
После ФГП произошла вполне логичная для одаренной разными титулами чемпионки капитуляция. Поклонники фигуристки и некоторые обозреватели придерживаются конспиративной версии, что не участвовать в ЧР ей приказала Тутберидзе. Но даже если так, то это не делает АЗ никакой чести, поскольку настоящему чемпиону невозможно приказать не бороться. Официальная же версия гласит о том, что это решение самой Загитовой. На мой взгляд, скорее и её и менеджмента фигуристки. Ещё одно сокрушительное поражение, которое почти наверняка бы случилось на ЧР — ещё один мощнейший удар по пошатнувшейся репутации Алины-чемпионки. Зачем это нужно? Гораздо удобнее спокойно репетировать шоу Навки и получать на нём большие деньги через ещё и сомнительные схемы.
Как уже не раз высказывались многие профессионалы, и как ещё ранее писал Морфеус, сторона Загитовой сейчас ждёт. Ждёт, пока ТЩК свалит жесткий пубертат, когда среди серьёзных соперниц у Загитовой будет разве что Кихира. Вернётся Алина именно в этом случае. Ничем, кроме как огромными грибищами и прыжковой стабильностью, она побеждать не может, но против ТЩК, находящихся более-менее в форме, накрутки Загитовой не работают.
========================================================================
Сухая статистика говорит о том, что главным триумфатором сезона стала Алёна Косторная. Она заслуженно выиграла все свои международные старты, в том числе и два самых престижных, из тех, что успели провести: финал гран-при и чемпионат Европы. Установила два мировых рекорда: в короткой программе и ещё более важный по сумме программ. Случившееся же на чемпионате России, пусть останется на совести домашних судей. Как показывает любой международный старт, чуть более внимательное отношение технической бригады сразу же заслуженно отбрасывает Щербакову со всеми её (псевдо)квадами от первого места.
Успех Косторной — это успех не благодаря, а вопреки. С начала сезона было очевидно, что тренерский штаб с ней не дорабатывал, программы ставил по остаточному принципу и вообще в сезоне не очень то на неё рассчитывал. КП — с прошлого сезона, в ПП же нарезали стилистически разной музыки и выстроили неочевидную сюжетную линию. Платье для произвольной тутберидзовская швея тоже шила из оставшихся в закромах тканей. Тем не менее, Косторной удалось органично вжиться в роль даже такой произвольной, и по итогу в удачных прокатах впечатление от неё было куда более естественным, чем, например, от 17-летней Загитовой, пытающейся изобразить нам Клеопатру.
Конечно же, нельзя отрицать, что и Косторная имеет подпитку в виде поддержки федерации, влиятельного тренера, но если брать разницу между поставленным и выкатанным, то она у неё наименьшая из одногруппниц. Из факторов прогресса — конечно же, предопределивший весь расклад в сил в сезоне тройной аксель с фантастической стабильностью. Более того, Алёна внесла свою лепту в фигурное катание в виде очередной уникальной связки. На триксель она заходит с комбинации: крюк-выкрюк-перетяжка. Всё это делается на одной ноге через половину катка. Напомню, что крюк и выкрюк являются сложными шагами.
Непростые переходы между элементами, креативные заходы и выезды — это вообще стиль Косторной. Алёнин уровень скольжения позволяет ей иметь больше сложных связок, чем любая из основных соперниц в женском одиночном катании. И можно только с сожалением отметить, что некоторые вкусные, зрелищные переходы из прошлых сезонов тренерский штаб не оставил. Например, дупель с шикарного инабауэра или риттбергер со спирали Керриган через полкатка – со спирали, перетекающую в крюк (сложный шаг). В этом смысле как-то больше оставили у Щербаковой, хотя Косторная может делать то же и даже лучше.
Также следует отметить прогресс в исполнении зубцовых прыжков, а это у девушек вообще большая редкость. Алёна стала меньше налегать на стопу при отталкивании, сейчас задействует, как и предполагает каноническая техника, практически только зубец правого конька (особенно в лутце). Что до темы «ребро», то и тут есть прогресс. Где-то в половине стартов оно было таким, каким и должно быть в лутце — внешним. В половине случаев Алёна пока прыгает с промежуточного — плоского. Предполагаю, что прогресс случился за счёт изменения захода. Раньше он был весьма сложным с прыжком в шпагат, валлеем и т.д., сейчас — с обычной перетяжки. Но цель оправдывает средства.
Из некоторых негативных моментов заметить, что чуть хуже стала растяжка на вращениях, и к январю-февралю случился некоторый психологический провал, отразившийся и на прокатах. И то и другое вполне в поле работы тренеров, но «конвейерный» подход Тутберидзе с особым увлечением долбёжки прыжков неизбежно ведёт к тому, что те или иные нюансы в подготовке фигуристок группы скрываются от её глаз.
=========================================================================
Главный эктоморф женского одиночного катания Анна Щербакова тоже вполне может занести сезон себе в актив. После открытых прокатов ей также удалось усложниться, увеличить количество квадов, что постепенно делало из неё одного из фаворитов. На чемпионате России волею обстоятельств и огромной судейской благосклонности/безалаберности Анне удалось вновь стать первой, что по иронии судьбы повторяет её путь сезона прошлого, где фортуна ей улыбнулась тоже только на ЧР — основные международные старты она одногруппницам проиграла.
Как и писал Морфеус ещё после открытых прокатов, над Щербаковой в межсезонье тренерский штаб работал больше всего. Наиболее качественные платья, наиболее старательно сделанные программы. Правда, если б их катала фигуристка повзрослее с теми же техническими и пластическими данными, они бы смотрелись лучше. Щербаковская же интерпретация для тех, кто видел фильм/читал книгу «Парфюмер», а также видел балет «Жар-птица» выглядит несколько по-детски. Правда, на оценках это не отразилось — огромные грибищи, что в компонентах, что в технике служили Анне прекрасной подушкой безопасности.
Кстати, не стоит отметать фактор родителей. У Анны действительно весьма богатые и влиятельные родители. Несмотря на то, что и постановку программ и пошив платьев оплачивает федерация, родственники вполне могут повлиять на то, чтобы и то и другое было сделано на более высоком уровне, если доплатят. Т.е. теоретически такую вероятность отметать нельзя, и вообще в этом нет ничего плохого. Судя по многому, увиденному мною лично, мать и отец Анны серьёзно относятся к её раскрутке и имиджу вне льда. Они быстро просекли, что образ прилежной, скромной девочки, который уже 2 года успешно эксплуатирует та же Загитова, хорошо заходит российским домохозяйкам, поэтому следят, чтобы Анечка нигде из него не выпадала.
Из факторов прогресса можно отметить, что Щербакова немного прибавила в презентации, да и сохранение столь уникальной растяжки — тоже плюс. Однако скольжение, качество исполнения связок и интерпретация, как уже было написано выше, оставляют желать лучшего. Про сверхчитерскую манеру исполнения зубцовых прыжков у Анны было написано уже много статей. В реальности она, конечно, фигуристка без квадов. Оные ей даются пока за счёт сверхмаленького веса, допубертатной крутки и читерской техники. Если не будет проведена работа над физической формой, Щербакова останется в числе первых претенденток на развал прыжков.
=================================================================================
Поклонники Александры Трусовой ждали от своей любимицы, что она будет выигрывать в этом сезоне всё, и начало действительно было хорошим. Новостные ветки разрывались от заявленного контента, фигуристке даже удалось установить рекорд по баллам в ПП. Однако далее с каждым новым турниром двукратная чемпионка мира среди юниоров выступала всё хуже и хуже. В принципе, Трусову оказалось вполне реально настигнуть на нескольких стартах и сдвинуть её даже с третьего места, но просто некому было это сделать. В очном противостоянии с Косторной и Щербаковой же Александра проиграла 3 раза из 3-х.
Хотя вроде бы все карты ей в руки. Федерация готова была вкладываться в неё как в «первый номер» (собственно, и вкладывалась). Несмотря на то, что Саша очевидно самая слабая фигуристка из топовых по компонентам, вторую оценку она всё равно получает огромнейшую, да и GOE тоже. Т.е. свою часть работы ФФКР делает. Дело оставалось за фигуристкой. Только отпрыгай девочка — и ты на первой строчке. Грибочков то полная корзина. Но чем больше проходило времени, тем хуже на соревнованиях прыгала Трусова.
Здесь есть две основные причины. Во-первых, психология. Об этом и сама Александра говорила: «я просто не могу настроиться на прокат». Возможно, сама же и не выдержала пресса завышенных ожиданий публики, тренеров, СМИ, спонсоров. Ведь столь распиаренной юниорки мир фигурного катания, пожалуй, ещё не знал. Во-вторых, не стоит забывать о том, что те прыжковые перегрузки, которые испытывают девочки ТЩК — это вообще пока малоизученная область фк, в чём и сами тренеры признаются. Совокупность физиологических и психологических нагрузок может давать непредсказуемые результаты, неожиданные срывы. Тем более, что в каждом случае мы имеем дело с молодым, растущим, неокрепшим организмом. На старты у Трусовой может и элементарно не хватать сил. Особенно после того, как всё то же самое она напрыгает на тутберидзовских тренировках.
Совершенно очевидно, Тутберидзе пока сама не знает, что с этим делать. Вначале шла на поводу у Трусовой и гналась за количеством квадов, решив, будто количество побьёт качество. Потом, наконец-таки, отважилась сделать ставку на стабильность, но и тут не сработало — упрощение контента на ЧЕ никак не помогло АТ. Она снова завалилась. Не забудем и про старого доброго друга всех российских фигуристок по имени «пубертат». Саше также предстоит с ним познакомиться поближе. Хотя её прыжковая техника и физические данные всё-таки несколько лучше, чем у Щербаковой. Правда, мы помним, что и она на квадлутцах и квадфлипах читерит.
==============================================================================
Елизавета Туктамышева немного напоминает ученика, который проболел три четверти учебного года, вернулся в четвёртой и теперь срочно пытается поспеть за ушедшим вперёд классом. У неё был великолепный, триумфальный постолимпийский сезон 2014/2015, у неё имелся отличный шанс застолбить за собой звание королевы фигурного катания, но потом она куда-то на три года «исчезла».
Вернувшись, Елизавета обнаружила себя уже в немного другой реальности фк, где основные соперницы прыгают контент не хуже, а то и лучше, и триксель не является каким-то уникальным и универсальным оружием. Особенно сие проявилось уже в этом сезоне с приходом ТЩК. К чести Лизы надо сказать, что она приняла вызов, ввязалась в гонку вооружений, но пока в ней явно отстаёт.
На каждый выпад ТЩК Туктамышева пыталась ответить. Косторная прыгает триксель со сложного захода? Хорошо, и я попробую. ТЩК усложняют контент? Хорошо, и я попробую. Трусова с Щербаковой прыгают квады? Хорошо, и я попробую. Однако там, где у допубертатных фигуристок на временной промежуток между тренировочными пробами и соревновательными прокатами уходит несколько занятий, у взрослых тратится несколько месяцев как минимум. А тутберидзовский конвейер просто пока не даёт Лизе этого времени «раскачаться». Ей постоянно приходится отвечать на вызовы новых и новых девочек с фабрики. Ушедших в пубертат или просто ушедших Тутберидзе легко заменяет.
Поэтому есть риск того, что каждый новый сезон Туктамышева будет обнаруживать себя позади какого-то очередного продукта с хрустальной фабрики. Впрочем, ей самой всё равно всегда надо быть готовой. Ведь человеческий конвейер не бесконечен и может так оказаться, что ЭТ просто некем будет крыть Елизавету в какой-то конкретный отдельно взятый сезон, может даже олимпийский. И вот такой шанс ЕТ точно не имеет права упустить. Собственно, её триумфальный 14/15 — это как раз тот, где ещё и удачно сложились обстоятельства. Тутберидзе некого было выставить, кроме развалившейся Липницкой, Мао, Юна, Сотникова и Каро не выступали также.
В этом сезоне не получилось ещё и из-за некоторых стратегических просчётов Алексея Николаевича. Чехарда с программами, с расписанием соревнований, местами какой-то странный контент… Не понятно, зачем нужно было выступать на финской «б»-шке, которая в календаре находилась всего в нескольких днях от Лизиного же этапа гран-при. И т.д. и т.п. Несмотря на то, что катание и программы в прошлом сезоне были относительно неплохими, в этом не видно какого-либо реального прогресса по второй оценке. Разве что можно отметить пресловутую скобку перед трикселем и то не всегда лучшего качества… А в остальном все те же Лизины погрешности в хореографии, скольжении и т.д. пока остаются. Связки также не очень сложные.
Туктамышева — фигуристка, обладающая своим магнетизмом, который завораживает, когда она в хорошей физической форме, когда чувствует свободу и не думает о прыжках. Тогда и не хочется внимание на недостатки обращать. Но в этом сезоне идеальных прокатов и идеальной формы практически не было. Что, впрочем, совершенно не отрицает возможности прогресса в будущем. Проблема пубертата во всяком случае ей уже не грозит.
=================================================================================
Как и предсказывал Морфеус ещё в начале сезона, ничем особо не смогла удивить публику Евгения Медведева. Фигуристке, которая ещё три года назад абсолютно доминировала, нынче нечем завоёвывать высочайшие места. Поезд прогресса уходит, а каких-то элементов ультра-си, которые необходимы для борьбы, у Евгении нет.
Впрочем, все помнят, что когда-то давно ей ставили сумасшедшие баллы и без всяких ультра-си. Но тогда она являлась главной надеждой и опорой федерации. Сейчас же со всеми своими проблемами: нестабильной психикой, недолеченным телом, ломающимися коньками она для федры даже в некоторой степени обуза. Зачем вкладываться в грибищи ЕМ, если есть ТЩК? Эта ситуация, кстати, абсолютно аналогична и с Загитовой, с которой также спала пелена фейковых баллов в финале гран-при, и она спокойненько получила там в ПП куда более реальные 68, хотя в олимпийском сезоне имела все 75.
Очень много ходит разговоров вокруг четверного сальхова Евгении. Однако с нынешним телом его прыгнуть крайне сложно, о чём Морфеус уже не раз писал. У Медведевой слабенькие ножки и неспортивное, в целом, тело. Та же Загитова смотрится более физически подготовленной. Её прыжки в этом сезоне стали выше. Медведева же то ли по-прежнему полагается на своё худощавое телосложение и на крутку, то ли просто не может себе позволить силовые тренировки из-за накопленных травм. Или же… просто не хочет тренироваться радикально иначе.
Некоторые болельщики ЕМ придерживаются теории, что из-за своего эктоморфного телосложения и генетики она просто не может набрать такую же мышечную массу, как Габи Дэйлман или Кейтлин Осмонд. Это, конечно же, полная ерунда. Просто тренировочный процесс Медведевой сейчас не нацелен на это. Но т.к. нет физических сил, нет ни мощного раската, нет ни мощного прыжка. Откуда ж квадсальхову то взяться? И не весит Евгения столько же, сколько Трусова. Она уже девушка более-менее созревшая и сформировавшаяся.
Ноги Медведевой по-прежнему не очень похожи на ноги профессионального спортсмена
Впрочем, даже без ультра-си, просто со стабильным контентом ЕМ всё равно будет оставаться на плаву. С ней по-прежнему её авторитет и регалии. Прежних космических компонентов получить будет сложно, но всё равно они пока остаются на высоком уровне. А вот на каком уровне её реальные компоненты? Увы, не могу разделить восторгов поклонников Медведевой, что якобы кататься она стала радикально лучше. Нет, скольжение, к примеру, особо лучше не стало, чем было на конец её пребывания в группе ЭТ. Почему?
Потому что Орсер не волшебник, который может за 2 года переучить не совсем правильно наученную в «Хрустальном» девочку. Потому что канадское скольжение связано во многом не только с техникой, но и с развитием скоростно-силовых данных фигуриста, а вот с ОФП у Медведевой явные проблемы. К тому же, как это часто и бывает с девочками Тутберидзе после пубертата, они значительно упрощаются по связкам. Визуально может иногда даже казаться, что у них стал лучше раскат и т.д. и т.п. однако на самом деле этот эффект создается лишь из-за того, что они более сложные шаги заменяют более простыми. Так было с Липницкой у Урманова, так уже происходит с Загитовой, так же дело обстоит и с Медведевой.
В этом смысле хочется немного пожалеть тренера Брайана Орсера — он вынужден работать с продуктом, чей срок годности согласно оттиску из катка «Хрустальный», уже 2 года как подошёл к концу. Впрочем, фактор психологии, да и пресловутого конька уж точно в его ответственности, и тут можно сказать, что канадец пока со своей работой справляется не до конца. Если «психи» Медведевой прошлого сезона можно было списать на притирку к новым реалиям, желание что-то доказать ЭТ, то в этом не понятно, из-за чего они произошли.
Т.е. речь, конечно, о канадском этапе гран-при. На российском мы уже увидели привычно стабильную Евгению. Если б она в Канаде выступила так же, как в России, то вполне могла бы попасть в ФГП. Да и история с ботинком должна научить, что одна разношенная пара на сезон предполагает риск. Слишком опасно. Трусова на ЧР дала шанс и Туктамышевой и Медведевой попасть в тройку, но те не смогли им воспользоваться, а Загитова даже не захотела.
Последнее, о чём хотелось бы поговорить в случае с Евгенией — её стилистическое преображение или, вернее, не преображение. Формально она ведь за этим перешла в Канаду к другому тренеру. Однако пока из тех программ, что Медведева стабильно катала, более-менее по стилю выделяется только «Гейша», и то образ не был раскрыт полностью. Всё остальное — это то же самое, что было у Тутберидзе, но в другой обёртке. Очевидно фигуристке пока самой не хватало смелости и психологической раскованности для экспериментов.
Правда, можно отметить достойный показательный под песню Билли Айлиш idontwannabeyouanymore. Вот там было видно, что Медведева катает то, что любит, понимает и чувствует. Собственно, не удивительно, что тот номер и стал в итоге хитом, набрал более 2 млн. просмотров. И особенно он выделяется на фоне номера Загитовой под другую песняю «Bad Guy», где работа и постановщика и фигуристки просто чудовищно плохие.
=============================================================================
Главной соперницей российских девушек, пока во взрослое катание не пришла Алиса Лью (да и придёт ли?), остаётся японка Рика Кихира. Сезон у неё получился сложным, из-за травм она значительную часть времени не могла прыгать лутц. Тем не менее, во второй половине она явно собрала форму, выиграла чемпионат четырёх континентов и имела такие баллы, что вполне могла подвинуть Трусову на ЧМ, да и, может, кого-то ещё из малышек.
Кихира стала тренировать четверной сальхов. Если ей удастся сделать максимально сложный контент с двумя трикселями и квадсальховым в ПП, то она станет реальной претенденткой на медали в ближайшие годы. Тем более, что все прекрасно понимают — определённый авторитет у неё уже есть, да и реальный класс в компонентах, в отличие от той же Трусовой, тоже имеется.
Кихира — фигуристка с неплохим коньком, интересными связками, программами, хореографией. Правда, программы этого сезона получается воспринимать исключительно как эксперимент. Сложный, рваный ритм «Завтрака в Багдаде» и совсем уж эклектичная нарезка произвольной… ей просто тяжело было всё это катать. Да и тяжело такую музыку «вытащить» — в ней нет кульминации, нет эмоциональных кусков, а, значит, нет и сильного эмоционального воздействия на зрителя. Конечно, в прошлогодних программах, более мелодичных и плавных Рика смотрелась куда красивее, куда лучше.
Также стоит поработать над усложнением связок и хореографии, особенно в первой половине произвольной программы. Там у японки пока хватает дыр. Та же Косторная, которая ни связки, ни хореографию не бросает, на таком контрасте, конечно же, будет выигрывать в глазах судей.
Ешё Кихире важно очень жестко следить за весом. За исключением трикселя, все остальные прыжки у нее не очень высокие, она их исполняет за счёт крутки и как-то форсировано. Или же нужно усовершенствовать технику, увеличивать высоту. Если Рика решит все вышеописанные задачи, то она вполне может быть одним из главных фаворитов в женском одиночном катании ближайших лет.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА БЛОГ, РАСПРОСТРАНЯЙТЕ СТАТЬЮ В СОЦСЕТЯХ, ПУСТЬ ЛЮДИ ЗНАЮТ ПРАВДУ О ФИГУРНОМ КАТАНИИ.