Разбираемся в феномене.
Долгое время считалось, что для форварда оказаться в нужное время в нужном месте – всего лишь вопрос удачи. Томас Мюллер доказал, что это в первую очередь – умение, которое требует глубокого понимания игры.
Мюллер сам придумал себе роль. Позже она попала в Football Manager
В 2011 году в интервью SZ.de Томас Мюллер, объясняя своя амплуа, назвал себя раумдойтером (интерпретатором пространства): «Моя идеальная позиция – под нападающим. Здесь у меня больше свободы для маневров, чем на флангах, где игроки все-таки должны быть более тактически дисциплинированными. Да, мне часто везет, но, согласитесь, когда ты забиваешь 5 голов на чемпионате мира, глупо все списывать на удачу».
Эта тактическая модель оказалась настолько жизнеспособной, что ее начали использовать в других командах, а Мюллер из медлительного худощавого парня с посредственной техникой превратился в одного из лучших бомбардиров Бундеслиги последних 10 лет (больше него забили только Левандовски и Ройс). В 2015-м термин раумдойтер был добавлен в симулятор Football Manager. От игрока, выполняющего эту роль, требовались качественный первый пас, предвосхищение голевых ситуаций, хладнокровие, работа без мяча.
Кто такой раумдойтер?
Исследователь пространства – размытая формулировка, поэтому после того интервью появилось много специалистов, которые по-разному пытались развить мысль Мюллера. Например, журналист Барни Ронэй из The Guardian сравнил игру раумдойтера со струей дыма, которая заполняет любую форму.
Мы выбрали чуть более конкретные и общеупотребимые характеристики, которые можно разглядеть непосредственно в игре.
Начнем с того, что раумдойтер – это не позиция на поле, а скорее набор качеств. Так как в описание входит чтение игры и предугадывание действий соперника, раумдойтером при большом желании можно назвать даже защитника, который в нужный момент выдвигается вперед, закрывает зону и перехватывает передачу.
Но все же как правило раумдойтер – это игрок атаки, у которого проблемы с самоопределением: центрфорвард – крайний нападающий – плеймейкер. Как его можно идентифицировать?
• Занимает любую позицию в финальной трети в зависимости от ситуации. Предпочитает держаться между линиями защиты и полузащиты или в зоне между крайним и центральным защитниками.
• Часто работает на партнеров и остается в тени. Большую часть работы проводит без мяча.
• Использует не больше трех касаний на обработку и передачу.
• За счет умных передвижений при получении мяча гарантирует себе 5-10 метров свободы.
• Вступает в отбор и избегает ситуаций один на один.
• Вынослив – пробегает в среднем по 10 км за матч.
Раумдойтера можно спутать с ложной девяткой. Функционал действительно где-то совпадает, но главное различие в том, что раумдойтер – это больше про творческий поиск пространства. Он существует при классическом центрфорварде и ищет зоны, чтобы быть эффективнее (часто остается без опеки). А ложная девятка и есть тот самый центрфорвард, на перемещения которого соперник обязан реагировать, передавая его друг другу.
«Люди всегда хотят простого объяснения. Забил – значит тебе либо повезло, либо ты суперталантливый, – говорит Мюллер. – На самом деле, гол – это почти всегда результат тщательно продуманного движения нескольких игроков».
Мюллер пришел к этой роли не от хорошей жизни. Так он скрывает медлительность и слабые технические характеристики
Арьен Роббен при первом знакомстве смеялся над телосложением немца: «Знаете, почему Томас так редко пропускает матчи из-за травм? Там нечему ломаться и болеть. Взгляните на него – у него вообще нет мышц».
Мюллер всегда трезво оценивал собственный уровень. «Я знаю, что выгляжу нескладно. Знаю, что у меня тонкие ноги и проблемы с техникой. Нападающие, которые делают разницу, – скоростные ребята и отличные дриблеры. Я не такой. Для того, чтобы скрыть недостатки, я ищу для себя оптимальную позицию между линиями. На этом поиске и строится моя игра», – сказал Мюллер The Guardian в 2016-м.
На счастье Томаса, 10 лет назад в академии «Баварии» никто не смотрел на его внешний вид. «Томаса нельзя оценивать по текущей форме. Он может ужасно отыграть 90 минут, а потом в конце матча забить решающий гол», – говорил его юношеский тренер Херманн Герланд.
За первую команду «Баварии» Мюллер дебютировал еще при Юргене Клинсманне в сезоне-2008/09 (параллельно стал лучшим бомбардиром молодежки с 15 голами), но оформился в звезду при следующем тренере – Луи Ван Гале, который использовал Томаса на всех позициях в атаке. У голландца было правило: «Пока я в клубе, Мюллер будет играть всегда».
Эта любовь объяснялась просто. Легендарный «Аякс» Ван Гала был как раз про освоение пространства и осмысленное движение без мяча: полузащитники создавали численное преимущество в центре, поддерживали форварда умными смещениями, а лучше всех это получалось у Яри Литманена, который создавал моменты, отрабатывал в защите и много работал без мяча. 20-летний Мюллер по типажу подходил Ван Галу, его слабые навыки при игре один на один тренера вообще не смущали (голландец считал, что дриблинг – это верный способ потерять мяч).
Мюллер сразу понял, что если он будет соревноваться с быстрыми и техничными одноклубниками за место в основе по их правилам, то точно проиграет, поэтому придумал роль, в которой ему было комфортно. Томас стал играть в одно-два касания, таким образом минимизировал технический брак, а вместо взрывной скорости предложил умные передвижения в финальной трети и поиск свободных зон для себя и партнеров.
«Томас не лучший в мире футболист. Но он точно лучший в той роли, которую для себя избрал», – хвалил игрока Юпп Хайнкес, с которым Мюллер выиграл требл в сезоне-12/13.
5 основных видов интерпретации пространства по Мюллеру
1. Манипулирование защитниками
Мюллер так делает, чтобы расчистить себе зону для голевой передачи. Как правило, это происходит на правом фланге.
Тепловая карта Мюллера двух предыдущих сезонов
Матч прошлого сезона «Хоффенхайм» – «Бавария». К Мюллеру приставлен центральный защитник Хюбнер, которого Томас уводит за собой на край штрафной. Хюбнер понимает, что оставляет позицию и возвращается в центр.
Сбросив опекуна и отдалившись от него на 7 метров, Мюллер в одиночестве ждет передачу.
И получает ее от Хамеса. Дальше – классический пас на уже открывшегося под него Левандовского.
Важно, чтобы рядом с раумдойтером всегда находился топовый центрфорвард, который тоже читал бы такие моменты. 37% голевых передач от Мюллера за последние 6 лет конвертировал в голы именно Левандовски – больше всех в команде. «Мы дополняем друг друга. Томас помогает мне в штрафной, с ним у нас всегда на одного игрока больше», – говорит поляк.
Это для соперника перемещения Мюллера – ЧП. Для партнеров он должен быть максимально предсказуем. Они должны понимать, дверь в какую зону откроется через 2-3 секунды, чтобы рвануть туда. Томас крайне редко перемещается хаотично, на инстинктах. Хотя тренер сборной Германии Йоги Лев признавался, что были игры, когда даже он не знал, где Мюллер окажется в следующей атаке.
2. Разнонаправленные движения в штрафной (обычно при стандартах)
Есть ситуации, когда Мюллер оказывается на свободных мячах благодаря слаженной работе его партнеров (раумдойтеров для раумдойтера).
Так он забил первый гол в полуфинале ЧМ-2014.
При угловом Клозе и Мюллер располагаются близко друг к другу. Мирослава опекает Фернандиньо, Томаса – Давид Луиз.
В момент подачи немцы двигаются в разных направлениях. Хуммельс и Хеведес уводят группу защитников в сторону углового, Клозе ставит заслон Давиду Луизу, который вязнет в трафике внутри вратарской и не успевает за Томасом.
Вырвавшемуся в свободную зону Мюллеру никто не мешает с 5 метров точно пробить по воротам.
«В баскетболе это один из важнейших приемов – трое создают пространство для одного и выводят его на бросок. В футболе этот маневр напрасно недооценивают», – объяснял Мюллер в интервью sport1.de.
3. Использование несовершенства офсайдной ловушки соперника
Мюллер работает рядом с линией офсайда, но очень редко пересекает ее – в среднем попадает во вне игры один раз за три матча. Томас располагается так, чтобы была видна цепочка защитников со всеми ее изгибами.
Ориентируясь по отбившемуся от построения последнему защитнику, он ускоряется в свободную зону. В эти моменты видно, как Мюллеру не хватает скорости и техники при обработке мяча. Но даже если Томаса успевают догнать, он все равно находится в отличной позиции для острой передачи.
4. Помощь с прохождением высокого прессинга
Мюллер почти не участвует в билд-апе, но если соперник использует высокий прессинг, он опускается к центру поля, чтобы помочь команде выйти из-под давления. В Бундеслиге мало команд, которые рискуют играть с «Баварией» в такой футбол. В этом сезоне массово в отбор на мюнхенской половине шли только «РБ» и «Гладбах». Томас в таких эпизодах – дополнительная опция для передачи, так низко его никто не ждет и он часто остается открытым.
Сезон-16/17. Предпоследняя игра чемпионата против «Лейпцига», 94-я минута. «Бавария» только что сравняла счет и ей нужно срочно доставить мяч в атаку. Мюллер отходит назад, получает пас от Боатенга и запускает по флангу Роббена, который бежит забивать победный гол (5:4).
5. Ложное открывание под передачу (полезно, когда нужно быстро освободиться от опеки)
В 2018 году в ⅛ ЛЧ «Бавария» раздавила «Бешикташ» 5:0. Первый гол Мюллера – непризнанный шедевр и лучшая иллюстрация игрового интеллекта Томаса.
Мюллера плотно держат и мешают принять передачу с фланга от Комана. Он видит, что в помощь к нему бежит Алаба, и обозначает движение ему навстречу, как бы перекрещивая траектории. Этот маневр нужен, чтобы сбросить с себя защитника и переключить его внимание на новую угрозу.
Томас делает рывок вперед-назад – и теперь неприкрытый стоит прямо перед вратарем. Через пару секунд он откроет счет.
Лучше всех Мюллера в роли раумдойтера раскрыл Гвардиола. Анчелотти ограничивал Томаса в перемещениях, а Ковач вообще посадил в запас.
«Мюллер чаще других теряет мяч, его игра головой посредственна, он не самый быстрый игрок и ему, конечно, нужно работать над точностью ударов. И все же он поразительно талантливый футболист», – признавался Гвардиола после двух лет работы с Томасом.
Пеп ценил игровой интеллект Мюллера и разрешал ему не участвовать в построении атаки на начальных стадиях. Вместо этого Томас помогал партнерам создавать численное преимущество после прохождения прессинга в средней зоне и находил свободное пространство у границ штрафной.
Cезон-15/16. Матч против «Вольфсбурга». За Томасом слишком высоко поднимается центральный защитник Данте. Мюллер в два касания передает мяч Гетце и устремляется в открытую зону.
Эпизод закончится голом Левандовского (первым из пяти в том матче).
При Гвардиоле «Бавария» провела 161 матч во всех турнирах, Мюллер принял участие в 151 и выдал три топовых сезона, один из которых (15/16) стал самым результативным в его карьере (32+12 во всех турнирах).
Анчелотти считал, что Мюллер не может играть на флангах, а для нападающего у него слабые технические данные. Томас жаловался, что вообще не понимает, чего от него хочет итальянец. При Коваче Мюллер впервые в карьере 6 матчей подряд начинал в запасе и уже думал о том, чтобы покинуть клуб, но сменивший хорвата Ханс-Дитер Флик вернул Томаса в основу. Сейчас он один из лучших распасовщиков Европы.
При кажущейся самостоятельности на поле Мюллер зависим от тренерских установок и подсказок. Раумдойтер не может действовать сам по себе и должен быть встроен в командную игру.
«Если ваша жена отправляет вас в магазин со списком, вы точно знаете, что купить. Если этого списка нет, вы бродите среди полок в раздумьях и рискуете остаться без ужина», – так Томас объяснил, почему Флик ему ближе Анчелотти и Ковача.
Огромный плюс игры Мюллера в том, что он редко бьет по воротам из неудобного положения. Там, где любой нападающий выбрал бы удар, Томас отдает передачу и делает кросс, понимая, что так шансы на успех выше.
Флик называет Мюллера своей правой рукой и позволяет ему занимать любимую зону под нападающим. Для «Баварии» это выгодно и с точки зрения креатива в атаке, и помощи полузащитникам в обороне (Мюллер – лидер команды по попыткам отбора, в среднем 4 за матч). «Когда мне нужно выбирать между тем, чтобы ворваться в штрафную или остаться в зоне на случай контратаки соперника, я сейчас все чаще выбираю второе», – говорит Мюллер.
Мюллера называют первым и последним раумдойтером. Но у него есть аналоги в других чемпионатах. Ближайшие – Гризманн и Алли
Антуан раскрылся в «Атлетико» Симеоне как превосходный интерпретатор пространства, который постоянно поддерживал партнеров в продвижении мяча (причем делал это на всех участках поля). Гризманн признавался, что обожал смотреть матчи с участием Мюллера. В «Барселоне» при наличии Месси и Суареса он уже не мог рассчитывать на полную свободу и потерялся на нелюбимом левом фланге, что отразилось на статистике (в среднем 1,8 удара по воротам за 90 минут в этом сезоне против 3,0 в прошлом).
Алли также выступает в роли неочевидной второй силы в атаке «Тоттенхэма» рядом с премиальным страйкером Кейном. В отличии от Мюллера, англичанин гораздо техничнее и больше владеет мячом. Томас не так часто врывается в зоны между центральным и крайним защитниками уже в штрафной, замыкая кроссы с фланга. Он скорее тот, кто эти кроссы исполняет. А вот Алли отлично играет в воздухе и часто использует этот прием. Именно так он сделал дубль в матче против «Челси» в январе 2017-го.
В Бундеслиге в разное время новыми раумдойтерами называли Ларса Штиндля, Кевина Фолланда и Кристиана Пулишича. Штиндль переквалифицировался из полузащитника в форварда после переезда в «Менхенгладбах» в 2015 году и стал кошмаром для защитников, потому что его проникновения в штрафную всегда были неожиданностью. В роли раумдойтера Ларс успешно съездил на Кубок конфедераций-2017 (лучший бомбардир вместе с Вернером и Горецкой), но остался вне заявки на ЧМ-2018. Фолланд больше походил на интерпретатора пространства, когда играл за «Хоффенхайм», сегодня в «Байере» по функционалу он типичный центральный нападающий, который хоть и действует в связке с партнерами, но все же редко меняет позицию. Пулишич перестал быть раумдойтером в сезоне-17/18, когда, играя за «Боруссию», одно время по попыткам идти в дриблинг опережал Месси и Неймара.
Скиллы Мюллера по-прежнему востребованы в «Баварии», но в сборной для него нет места. Возможно, он сыграет на Олимпиаде в Токио
Томаса больше года нет в заявке Лева. Йоги, занявшийся после ЧМ-2018 омоложением состава, ставит в атаке на бурно растущее трио Сане-Вернер-Гнабри, и пока это единственное кадровое изменение, которое действительно пошло на пользу бундестим.
Несмотря на выдающиеся результаты Мюллера в этом сезоне, Лев не планируют его возвращать («Если будут здоровы молодые игроки, шансы Мюллера кажутся мне небольшими»), хотя в феврале этого года менеджер сборной Оливер Бирхофф заявил, что тренерский штаб следит за успехами всех немецких игроков.
Но даже если Мюллера не вернут в главную команду, у него есть приглашение от тренера молодежной сборной Штефана Кунца, который включил 30-летнего нападающего «Баварии» в расширенный список кандидатов на поездку на Олимпийские игры в Токио через год. Сейчас в нем 50 человек и все может измениться, но предварительное согласие от Томаса тренер уже получил (по правилам в заявку можно включать трех игроков старше 1997 года рождения).
«Я бы не назвал себя необычным игроком. Все, что я делаю, – нахожу слабые места в защите и врываюсь туда. Для меня необычно то, что с такими средними показателями в плане техники и скорости, я смог стать чемпионом мира и заиграть в топ-клубе», – говорит Томас. На днях он продлил контракт с «Баварией» до 2023 года.
Как Холанд изменил атаку «Боруссии». Мощный разбор от канала Бундеслиги
Альфонсо Дэвис – открытие евросезона (порвал «Челси» и «Дортмунд»!). Родился в лагере беженцев, в 15 дебютировал в МЛС, в 19 – основной в «Баварии»
«Бавария» 2010-х: Хуммельс в запасе, Лам в полузащите, Левандовски в огне
Фото: Gettyimages.ru/Joern Pollex, Alexander Hassenstein/Bongarts, Maja Hitij/Bongarts, Lars Baron/Bongarts; globallookpress.com/Andy Rowland