В Австралии мы их точно увидим.
В этом году Australian Open будет тяжелым для игроков, потому что в Мельбурне из-за лесных пожаров возможно очень плохое качество воздуха. Но в Австралии игрокам и раньше было трудно из-за жары, на фоне которой часто возникают судороги.
Из-за судорог игроки теряют контроль над телом, но их не считают травмой
Судороги – это неконтролируемые сокращения разных мышц, которые сопровождаются болью и могут длиться до нескольких минут. Иногда это выглядит очень страшно.
В 2009-м Каролин Возняцки в 30-градусный день на итоговом турнире в Дохе упала на корт в конце трехчасовой встречи с Верой Звонаревой. Подавая на победу, она внезапно схватилась за ногу, рухнула на спину, а потом дергалась и кричала от боли – все из-за того, что у нее сводило ногу и мышцы живота. Несмотря на это, датчанка в слезах отыграла брейк-пойнт и довела матч до победы.
Пока Возняцки лежала на корте, судья вынес ей предупреждение за затяжку времени. Это может показаться жестоким, но не идет ни в какое сравнение с тем, что произошло на US Open-1995, когда у японца Шузо Мацуоки начались судороги в матче с Петром Кордой.
Они рубились уже 3,5 часа, Мацуока вел 2:1 по сетам, в четвертом было 5:5. После первой подачи в 11-м гейме японец внезапно вскрикнул и упал на корт. По правилам тех лет, даже когда судья понял, что Мацуока не сможет продолжить матч, его оставили лежать и кричать несколько минут, по ходу штрафуя сначала на очко, потом на гейм, а потом сняв с игры. Только после этого команда врачей и Корда рванули к нему с ледяными полотенцами.
Корда позже назвал это правило жестоким, а собравшиеся на стадионе болельщики недовольно гудели в знак протеста против того, что японцу никто не помогает. И не очень понятно, почему ему не помогали: да, судороги считались не травмой, а нехваткой физической подготовки, поэтому его бы сняли, если бы к нему кто-нибудь прикоснулся. Но когда судья понял, что Мацуока не сможет продолжить, смысла его мучить уже не было.
После этого случая правила поменяли, и судороги приравняли к обычной травме. Игроки получили право брать медицинский перерыв из-за них в любой момент. Но к 2010-му боссы тенниса посчитали, что теннисисты слишком часто используют медперерывы не по назначению, а чтобы сбить соперников с ритма. Правила снова поменяли.
Сейчас теннисистам нельзя из-за судорог взять медицинский перерыв, но можно по ходу матча дважды вызвать физиотерапевта во время смены сторон. Если игрок не может продолжать, он может сдать несколько очков или геймов, чтобы наступил нужный для смены сторон счет. При этом физио должны наощупь определять, травма у игрока или судороги. Доктор Тим Вуд, в 2010-м бывший главным врачом Australian Open, считал, что все это «очень-очень субъективно».
Наверное, поэтому с судорогами и перерывами до сих пор возникают проблемы. Например, в квалификации Australian Open Алессандро Джаннези проиграл Док-Хи Ли на решающем тай-брейке, который в Мельбурне проходит до 10 очков. При счете 0:4 корейцу оказали помощь из-за судорог, хотя по правилам этого делать было нельзя. Джаннези в итоге проиграл 7:10, не пожал руку сопернику и долго ругал судей.
Почему начинаются судороги?
Этот вопрос волнует теннисистов уже почти 100 лет. Еще в 1929-м британец Банни Остин снялся с матча Кубка Дэвиса из-за судорог в пятом сете и после этого был уверен, что виноваты длинные фланелевые брюки, в которых все тогда играли. Остин посчитал, что ноги в них становятся слишком влажными.
В итоге в 1931-м он отрезал брючины и так создал теннисные шорты. В 1947-м американец Джек Крамер стал первым человеком, взявшим в них «Уимблдон» – причем в финале он играл в них на глазах британских короля и королевы.
Со времен Остина понимание судорог продвинулось, но основная теория их возникновения все равно связана с жарой, которая приводит к нарушению баланса электролитов в организме. Главный механизм охлаждения организма – потоотделение. Когда мы потеем, организм теряет жидкость и содержащиеся в ней минералы. В итоге возникают неблагоприятные условия для клеток, которые контролируют мышечные сокращения, а это приводит к спонтанной активности.
Но сейчас есть и новая гипотеза – что утомление приводит к нарушению нервномышечного управления. Схема примерно такая:
• повторение одних и тех же движений приводит к утомлению мышц;
• утомление мышц приводит к нарушению работы мышечных веретен (контролирующих сокращение или растяжение) и нервно-сухожильных веретен, которые отвечают за управление уровнем натяжения мышцы;
• это, в свою очередь, приводит к повышению активности альфа-мотонейронов, которые напрямую отвечают за сокращение мышц;
• и в результате возникает судорога.
В этой гипотезе жара тоже играет определенную роль, потому что может быть одной из причин утомления мышц, которое запускает всю цепочку.
И в рамках обеих гипотез теннис с его 2-3-4-5-часовыми матчами и огромными нагрузками – идеальный спорт для судорог.
Как с ними бороться?
Гил Рейес справа
Один из самых авторитетных фитнес-тренеров в теннисе Гил Рейес (благодаря которому Андре Агасси играл до 36 лет) рассказывал: «По словам моих игроков, когда начинаются судороги, сделать с ними уже почти ничего невозможно. Организм посылает довольно срочный сигнал».
Поэтому основная задача не остановить, а предотвратить судороги. Советы тут банальные и проверенные временем:
• работать над физической подготовкой. Но это не всегда гарантирует 100-процентный результат. Например, у Рафаэля Надаля, который в плане подготовки просто зверь, в прошлом году на US Open немного сводило предплечья в матче с Диего Шварцманом. А в 2011-м он уехал под стол во время пресс-конференции, потому что на фоне усталости после матча свело ногу. (Каролин Возняцки потом спародировала этот момент – и извинялась в твиттере).
• правильно питаться, чтобы поддерживать нужный баланс микроэлементов в организме. Например, Григор Димитров, который в начале карьеры часто страдал от судорог, рассказывал, что сейчас периодически сдает анализ крови, чтобы выбрать максимально эффективную диету.
• во время матчей нужно восполнять минералы и запасы энергии. Например, у Энди Маррея этот процесс поставлен настолько научно, что он выходил на матчи с целым мешком разных бутылок. В них замешаны специальные напитки, причем их состав для разных стадий матча отличался, поэтому, например, в пятом сете он пил не то же самое, что в первом.
• нужно растягивать мышцы – и в рамках подготовки, и во время матчей.
В последние годы обнаружилось, что один проверенный метод борьбы с судорогами, возможно, работает не так, как принято думать. Спортсмены давно использовали соль, потому что считалось, что она помогает восстановить баланс электролитов. Например, в прошлом году Джон Миллман рассказывал, почему пил рассол во время матча Australian Open: «Он помогает от судорог. В нем много соли».
Но сейчас все больше ученых склоняются к тому, что на самом деле соленые напитки не восполняют баланс электролитов, а запускают во рту рефлекс, который говорит организму остановить судороги. Правда, проверить это очень сложно: особенности вкуса не дают создать плацебо, которое необходимо для нормального исследования.
Неизвестно, какой гипотезой руководствовался Даниил Медведев, когда в прошлом году в Барселоне во время матча с Нисикори засыпал соль в рот прямо из солонки. Но он тогда победил, и судорог у него не было.
Теннисисты безумно чувствительны: ощущают разницу в составе резины мячей, а Федерер понимает, когда корт недостаточно мыли
Полиция раскрыла армянскую мафию, устраивавшую договорняки в теннисе: работали в 7 странах, искали 1,5 года
Фото: East News/Associated Press/East News; Gettyimages.ru/Central Press / Stringer, Paul Kane / Stringer, Mark Dadswell; twitter.com/Tennis