Привет. Ваш браузер не сломался, а часы не сбились. Cегодня на Sports.ru – 25 мая 2005-го. Мы всего лишь представили, что отпрыгнули на 15 лет назад – многим из нас тогда было чуть-чуть спокойнее и легче. Со вторника по пятницу мы рассказываем о легендарном стамбульском финале «Милан» – «Ливерпуль». Матче, который не ждал тех, кто опоздал хотя бы на минуту, и не пощадил всех, кто ушел раньше времени.
***
«Ливерпуль» закончил сезон АПЛ пятым, ниже «Эвертона», рядом с «Болтоном» и в 37 очках от «Челси». Проиграв вылетевшим «Саутгемптону» и «Кристал Палас». Забив на мяч меньше «Мидлсбро».
А сегодня «Ливерпуль» выиграл финал Лиги чемпионов. Чтобы оказаться здесь, нужно было сначала пройти «Ювентус», а затем – «Челси». «Ливерпуль» сделал это.
Что же, черт возьми, с ними не так?
Двойственность «Ливерпуля» Рафаэля Бенитеса поразительно объемно символизирует Луис Гарсия. Четвертый из The Benitles, раздражающе нестабильный и склонный к необязательному риску испанец абсолютно не похож на идеального игрока для строгого, не доверяющего импровизации тренера. Ему тяжело в Англии, где у него проблемы не только с защитниками и судьями, но и с Джейми Каррагером, уставшим кричать после пасов пяткой: «Нет, нет, не тут!»
По пути к финалу Гарсия забил в каждом раунде плей-офф: «Байеру», «Юве» и «Челси». 5 из 9 голов «Ливерпуля» – его.
Например, этот:
А также – этот:
Бенитес знал, чего ждать от Гарсии: Луис играл у него в «Тенерифе», там Рафа понял, что игрок неисправим
До прихода Бенитеса в 112-летней истории «Ливерпуля» вообще не было испанских футболистов. Бенитес меньше, чем за месяц, привел сразу четверых: Хосеми, Антонио Нуньеса, Хаби Алонсо и Луиса Гарсию. Их прозвали в привычном Ливерпулю стиле – The Benitles.
В первую ливерпульскую зиму они часто собирались у Луиса дома, вместе играли в «Монополию» и смотрели Ла Лигу.
Гарсия был хорошо знаком Бенитесу: в сезоне-2000/01 он 16 голами помог Рафе поднять «Тенерифе» из Сегунды.
«Он делает то, что ему свойственно. Я продолжаю напоминать Луису: что рисковать надо ближе к штрафной соперника. Он может потерять мяч и разозлить фанатов. Но он делает и то, что их восхищает, – он забивает. Луис способен на лучшее и одновременно на самое худшее», – объясняет Бенитес. Судя по тому, что он звал Гарсию еще в «Валенсию», тренер принял все плюсы и минусы любимчика.
По мнению Рафы, оптимальная позиция Гарсии – оттянутый нападающий («Здесь его движение, понимание и баланс могут быть лучше всего использованы»). При том, что Луис в основном выходит справа (он говорит, что вести мяч правой ногой удобнее), ему позволено смещаться в центр – под ударную левую. Это относительная свобода, которую получали немногие игроки Рафы.
АПЛ – слишком жесткая лига для Гарсии. Он уверен, что в Европе судьи его защищают
В дебютном сезоне в Премьер-лиге Гарсия забил достойные 8 мячей (у лучшего бомбардира «Ливерпуля» в АПЛ Бароша – 9). Но перенести лигочемпионскую форму на чемпионат не получилось.
Основная причина – жесткость лиги и манера судейства.
«Я и понятия не имел, что в Англии играют в такой жесткий футбол. В первом матче против «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанду не дали желтую, когда он врезался в меня со спины. Помню, по ходу матча судья несколько раз говорил: «В Англии это не фол, сынок». Я понял, что должен стать сильнее. За каждый мяч сражаются так, будто от этого зависит жизнь. Молниеносная скорость игры ставит совершенно другие требования, не такие, как в Испании. Либо ты встаешь на ноги после того, как кто-то зарядил тебе в воздухе, либо же тренер в считанные секунды поставит на твое место кого-то другого. Здесь нет времени на передышку», – рассказывает Гарсия.
«Каждый раз я должен помнить, что матч будет очень сложным, потому что не бывает такого, чтобы меня не ударили», – еще одна похожая претензия.
В еврокубковых матчах, считает Гарсия, все по-другому: он чувствует защиту со стороны судей.
5 голов в 6 матчах – это легендарный плей-офф от Гарсии
«Ливерпуль» сыграл в финале ЛЧ впервые с 1985 года. Этот плей-офф испанца запомнится как одна из индивидуально сильнейших кампаний в истории «красных».
Первый раунд был для «Ливерпуля» легким – две победы 3:1 над «Байером» (клуб, который в 2002-м за полчаса сокрушил «Ливерпуль» Улье в четвертьфинале). Гарсия забил на 15-й минуте на «Энфилде» и добавил еще два в Леверкузене после угловых Джеррарда.
С «Ювентусом» все решил первый матч. Вдохновение Луиса (подрезка на Сами Хююпя на угловом и потрясающий удар над взлетевшим Буффоном) совпало с озарением 20-летнего Антони Ле Таллека, самого неочевидного героя «Ливерпуля».
Домашние 2:1 позволили Бенитесу переключиться в любимый режим. Перед ответной игрой в Турине он отрабатывал с командой сдерживающие 3-5-1-1 и при этом попросил игроков, чтобы они говорили, что «Ливерпуль» сыграет по 4-4-2. Трюк сработал, 0:0, без ударов в створ от «Ливерпуля».
В Стамбул «Ливерпуль» отправил гол, в который вряд ли когда-нибудь поверит Жозе Моуринью.
На 4-й минуте второго матча (первый был перекачан тактикой и осторожностью и закончился логичными нулями) Джеррард открылся между линиями и в касание забросил мяч за спины защитникам в направлении Бароша. Тот успел лишь коснуться – его сбил вышедший Чех. Гарсия пробежал рядом с упавшим партнером и не слишком четко пробил с левой. Полет мяча притормозил падающий Терри – а потом случилось главное. Галлас, вбежав в ворота, выбил мяч – и мы еще долго будем спорить, пересек ли мяч линию полностью.
Гарсия начал праздновать и всем видом показал абсолютную уверенность: да, пересек. Оборудование Sky Sports заняло сторону «Челси»: гола, скорее всего, не было. Эту версию как будто опровергают расчеты лектора Бирмингемского университета электроники и компьютерной инженерии.
«Уверен, для «Челси» было лучше отставать на гол, чем получить пенальти и остаться вдесятером. Если бы мой помощник не просигнализировал, что это гол, я бы поставил пенальти и удалил вратаря Петра Чеха», – высказался засчитавший гол судья Любош Михел.
На последних минутах Гудьонсен не попал в дальний угол и превратил касание Гарсии в решающее.
Между игрой в Сегунде и финалом Лиги чемпионов для пары Бенитес – Гарсия прошло 4 года. Они нашли друг друга и очень постарались, чтобы время прошло так быстро.
Возвращаемся в 2020-й
Гарсия задержался в «Ливерпуле» еще на два сезона, но повторить яркость первого уже не смог. Время от времени он голами напоминал, как любит большие матчи: Луис забивал в дерби «Эвертону» и «Челси» в полуфинале Кубка.
Сезон-2006/07 он отыграл лишь наполовину (всего 17 матчей в АПЛ), вылетев на полгода из-за травмы.
На фоне лечения и желания семьи вернуться в Испанию Гарсия попросился в «Атлетико», который стал его последним большим клубом. Дальше были «Расинг» из Сантандера, Греция, Мексика и даже Австралия.
Болельщики «Ливерпуля» помнят Гарсию прежде всего как автора того самого гола «Челси». Луис поддерживает имидж (в 2016-м он на Хэллоуин нацепил вот такой костюм) и периодически рассказывает о своих ощущениях в том полуфинале. Порой версии слегка расходятся:
1. «На мгновение я засомневался. Где-то две секунды со мной рядом не было никого из партнеров, и я начал думать: «Боже, возможно, гола не было». Но я повернулся и увидел судью и лайнсмена, которые возвращались на свои позиции, и закричал» (The Guardian, 2014).
2. «У меня был лучший обзор, чем у кого-либо. Я праздновал гол, потому что был искренне уверен, что видел: мяч пересек линию» (FourFourTwo, 2017).
Впрочем, так ли это важно, когда у нас уже давно есть уверения Бенитеса: «После игры Шейла (секретарь Рафы), которая сидела прямо напротив, сказала, что мяч пересек линию. Она очень честный человек, и для меня ее слов достаточно. Это был гол».
Стамбул-2005. «Милан» не хотел подписывать Креспо, болельщики его освистывали. Верил только Анчелотти
Стамбул-2005. «Милан» Анчелотти – великий. Карло переоткрыл старые схемы и создал самую непредсказуемую атаку 2000-х
Стамбул-2005. Хорошо ли вы помните тот сезон? Назовете самого дорогого игрока и лучшего бомбардира ЛЧ?
Стамбул-2005. Великий удар Джеррарда, файер в голову Диды и гол-фантом, взбесивший Моуринью. Как «Ливерпуль» и «Милан» добрались до финала
Фото: Gettyimages.ru/Michael Steele, Laurence Griffiths, Clive Brunskill, Zak Kaczmarek; REUTERS/Action Images