Во второй половине прошлого сезона перед размышляющими о теннисе встала проблема: описать и типологизировать игру Даниила Медведева. Три месяца он почти не проигрывал, и люди отчаянно пытались понять, оборонительный он игрок или атакующий, больше похож на Жиля Симона или на Новака Джоковича.
Понятно, что он невероятно быстрый, и вместе с большим ростом это позволяет ему тащить очень много мячей. Но теннис же не ограничивается умением коснуться удара соперника, нужно еще и как-нибудь интересно ответить, чтобы не находиться под постоянным расстрелом и перехватить инициативу. И вот тут осмыслить Медведева становится трудно.
Уникальная небрежная техника – результат детских проблем
Александр Зверев, уступивший ему в финале «Мастерса» в Шанхае, вообще выдал потрясающий комплимент: «Даниил играет так, как никто раньше не играл. Может быть, он не забивает мощные удары навылет, форхенды в прыжке или что-то такое, но у него уникальный стиль». Немец отметил, что Даниил гасит активность соперников за счет плоских ударов, на которые трудно отвечать агрессивно.
Стефанос Циципас, проигравший Медведеву пять матчей из шести, тоже пытался найти причину своих проблем: «У него очень, очень странная игра. Не в плохом смысле, просто он выводит тебя из зоны комфорта. Игра очень небрежная, но в хорошем смысле. Он заставляет тебя ошибаться, и ты даже не понимаешь, почему ошибся. Мажешь удары, которые обычно попадаешь».
Ощущение небрежности от игры Медведев объясняется его необычной техникой и нестандартным мышлением на корте. Их описал тренер россиянина Жиль Сервара: «Тренировать его – это как быть агентом артиста. Не всегда понимаешь, что он делает или зачем он это делает, просто доверяешь ему. Когда он в третьем круге «Уимблдона» вдруг на своей подаче стал отходить чуть ли ни к коридору, я думал только: «Нет, нет, нет». Но эта нетрадиционная тактика сработала. И раз она принесла успех, то мы даже стали ее тренировать. Принимающему неудобно, так почему бы не потренировать результативную подачу?
У Даниила один из самых плоских бэкхендов в туре. Иногда я смотрю, как он бьет с правым локтем, направленным чуть ли не в небо, и думаю, что мяч улетит в забор, но он снова меня удивляет: мяч в корте – очко выиграно», – объяснял француз.
Корни этой странной техники – в детстве и в редких тренировках, почти без индивидуальных занятий. Об этом рассказывала мама Даниила: «Как-то слушала интервью Мстислава Ростроповича. Его спросили: «Как освоить такую технику, как у вас?» Гений ответил: «Вам надо жить в Советском Союзе, сломать руку – и чтобы вам неправильно сделали операцию. Тогда у вас будет такая техника, как у меня!» Я сразу почему-то перекинула мостик к Даниилу. Руку он, к счастью, не ломал. Но, чтобы добиться такой игры, как у него, надо пройти такой путь, когда мало тренировок, когда долго не занимаются техникой. Тогда вы и придете к такому результату».
В итоге из Медведева получился игрок, который на пике способен почти на все. Он тащит, держит мяч в игре, а потом как-нибудь криво, неправильно, нетехнично выигрывает очки. Самым ярким воплощением неуловимой и неописуемой природы тенниса Даниила стал финал US Open, по ходу которого он вдруг превратился в сверхатакующего сеточника и сделал этот матч одним из самых захватывающих в 2019-м.
При этом теннис Медведева живет на грани между положительной небрежностью, к которой его соперникам трудно адаптироваться, и отрицательной расхлябанностью, которая вредит только ему самому. В феврале у Даниила начался спад, и он был расхлябанным – особенно в ударе справа, с которого ошибки сыпались уж очень щедро.
Но расхлябанность проявляется не только во время спадов. Пиковому Медведеву она тоже вредила – причем в очень важных матчах, в ключевые моменты.
Подача: (не)управляемая мощь и зашаги
Нигде грань между небрежностью и расхлябанностью не видна лучше, чем на подаче. У Медведева она не самая стройная: подброс не очень стабильный и кучный, и иногда кажется, что Даниил просто наваливается мяч и сам особо не представляет, куда он полетит. Но за счет этого создается хлесткость и мощь, с которой соперники иногда вообще не могут ничего сделать.
С другой стороны, такой залихватский подход к подаче выливается в зашаги. Медведев как будто не контролирует положение и поворот стопы и в итоге задевает линию перед ударом, чего по правилам делать нельзя.
Самым безумным матчем в плане зашагов стал четвертьфинал US Open против Вавринки, когда у россиянина их было около 10. Позже Даниил объяснял: «Может быть, я психологически вымотан, не сосредотачиваюсь. Еще бедро болело, так что я не думал о линии. Обычно у меня такого не было. Либо судьи мне не говорили, либо так только на этом турнире».
Но на самом деле Медведев почти в каждом матче иногда начинает спешить и зашагивает. Например, на ATP Cup в матче с Изнером он допустил такую ошибку на матчболе – но потом американец не принял второй мяч, так что проблем не было вообще никаких. Но в полуфинале турнира против Сербии зашаг очень дорого обошелся Даниилу в матче с Джоковичем. Решающий брейк в третьем сете серб сделал в затяжном гейме, в котором Медведев при счете 40:40 сначала дал двойную, а потом зашагнул на первом мяче и вместо легкого очка получил розыгрыш со второй подачи.
Форхенд: длинный замах и ковыряние
Удар Медведева слева, несмотря на технические особенности, очень хорош. Он плоский, но стабильный, прекрасен в обороне, но при этом мощный и отлично подходит для атаки. И хотя Даниилу тяжело работать с низкими резаными мячами, бэкхенд – его самая сильная сторона.
А вот справа ситуация интереснее. Прогресс с форхенда стал одной из причин прорыва Медведева. Но несмотря на общее улучшение, периодически проскакивают проблемы, вызванные размашистостью подготовки удара.
Например, матч с Циципасом на итоговом. В первом сете грек сделал решающий минибрейк при счете 5:5 – отлично отработал в обороне, перехватил в инициативу и закончил розыгрыш у сетки. Но никакая оборона не помогла бы, забей Медведев этот не самый сложный форхенд из середины корта в открытый угол.
Вместо хлесткого удара навылет он как-то ковырнул мяч. И это бросилось в глаза из-за важности момента и весомости наказания (сетбол появился не у Медведева, а у грека и был реализован), но, если приглядеться, такие скомканные удары у Даниила встречаются часто и обязательно будут дорого обходиться и дальше.
Причем если не напрямую, то за счет компенсации. В следующем групповом матче итогового – том самом, который Медведев проиграл Надалю с 5:1 и матчбола в третьем сете, – на решающем тай-брейке решающая ошибка пришла справа почтив такой же ситуации. Только там Даниил, наоборот, перестарался с направлением и пробил в аут.
***
Критиковать Медведева за нестандартность стиля – все равно что ругать кошку за то, что она не собака. Но две конкретные вещи, которые мы выделили, иллюстрируют, что некоторые проблемы заложены в природу некоторых феноменов. Природа Медведева помогла ему добиться феноменальных результатов второй половины прошлого года, но она же стоила ему нескольких важных побед.
И в вопросах техники напрягает еще кое-что. Как бы Даниил ни храбрился в прошлом году, соперники постепенно привыкают к его неортодоксальному стилю, даже когда игра идет. Это было видно в Австралии в матче с Вавринкой. На US Open швейцарец не справился с рваным темпом и другими приемчиками, но в Мельбурне все было иначе.
Кроме того, у всех больших чемпионов последних лет – Федерера, Надаля, Джоковича, Маррея, Вавринки – техника вполне конвенциональная и практически идеальная. Так что связь между стройностью выполнения ударов и результатом, судя по всему, все же есть.
Фото: Gettyimages.ru/Will Russell, Cameron Spencer