Алексею Красножону – 19. Шесть лет назад он бросил тренировки в группе Алексея Мишина, где совсем не прогрессировал, и рванул в Америку – скорее, на удачу.
Там, в штате Техас, при поддержке друзей семьи перезапустил карьеру – пробился в сборную США, выиграл финал юниорского Гран-при, окончил школу и поступил в университет на корпоративного юриста.
У Красножона есть мечта – выступить на Олимпийских играх. Для этого ему необходимо а) выучить прыжки в 4 оборота (тренирует флип), б) попасть в топ-3 на чемпионате США (по итогам прошлого сезона – пятый), в) получить американское гражданство – пока у Алексея грин-карта, а с ней допускают максимум до ЧМ.
Но главное: Красножон – большой поклонник Sports.ru. У нас он часами зависает в комментариях. Об этом Алексей недавно рассказал в интервью Sport24:
«Я большой поклонник Sports.ru, и мне обидно, когда у фигуристов бывают не самые лучшие прокаты, а люди начинают лить ведра какашек. Много раз говорил: пишите хотя бы от своего имени. А то пишет какой-нибудь Суп Медведевой или Бабушкин Ерш. Это просто смешно. Многие люди на Sports.ru как сектанты».
Мы встретились с фигуристом после прокатов в Москве, чтобы поговорить не только об эмиграции, но и о любви к сайту.
Уехал в Америку, потому что в России не было перспектив. Помогли друзья семьи, которые приютили на 8 месяцев
– Расскажи, как и зачем ты уехал в Америку? Там конкуренция такая же высокая, как и в России.
– Я катался в «Юбилейном» у Алексея Николаевича Мишина. Выдающийся тренер, но у меня такой характер – мне нужно много внимания. Наверное, в какой-то момент я перестал его чувствовать, потому что у Мишина и без меня много талантов… Перемены напрашивались.
Но Америка возникла вообще издалека. Когда я только начинал кататься в 5 лет, то сдружился с девочкой Ритой, а мои родители (они по профессии – врачи) сдружились с ее родителями – Яной и Игорем, которые рано эмигрировали в Америку. Но Яна потом вернулась, какое-то время жила в Питере, занималась фотобизнесом.
Мы выросли с Ритой, хорошо общались, но она с семьей все-таки вернулась обратно в Штаты. Держали связь – и именно семья Риты помогла получить туристические визы в Америку. Под Рождество, в декабре 2013-го, мы как раз собирались с семьей путешествие…
И настроение было – адское. Я не попал на юниорские этапы Гран-при, отвратительно откатался на Кубке России в Сочи. Заканчивать не собирался, но и перспектив в Питере не было. Мама как раз разговаривала с Яной, мы собирались к ним в Америку, и Яна предложила: «Пусть Леша приедет на пару недель раньше и покатается на нашем катке в Далласе».
Я вылетел в Америку 4 декабря 2013 года – этот день я запомнил навсегда. Мне было 13 лет, один, без семьи, первое далекое путешествие.
– С английским дружил?
– Вообще никак! Еще на границе лоханулся, ни одного слова не вспомнил, кроме friends. Но в Америке мне понравились тренировки, я моментально поверил в себя – через 2 недели приехали папа с мамой, был семейный совет. Помню, как папа спросил: «Ты останешься?» И я выдавил из себя: «Да».
Мне было, с одной стороны, страшно, я уехал в Штаты импульсивно, с другой – в России бы не смог: зная свой эмоциональный характер – я бы не выдержал. Рано или поздно меня бы выгнали.
С родителями Риты я прожил 8 месяцев, потом переехал к тренерам Петеру и Дарлин Кэйнам и жил с ними до 18-летия. Сейчас уже живу сам, но поменял тренеров – работаю с Алексеем Летовым и Ольгой Ганичевой.
– Мишин тебя спокойно отпустил?
– Этого многие не знают, но он очень сильно помог при эмиграции. Мама попросила у Алексея Николаевича характеристику для оформления визы талантливого фигуриста – и он не отказал. Написал рекомендательное письмо, которое подписали в том числе его супруга Татьяна Мишина, Олег Татауров и Евгений Плющенко. Я им до сих пор благодарен.
– В сборную США ты попал, естественно, не сразу.
– Да, меня заметили на соревнованиях в клубе, я поехал на более крупные старты, потом уже судьи обратили внимание. И потихоньку мне объяснили, как набрать необходимые очки. Был год релиза (допуск к выступлению за сборную США – Sports.ru) – я попросил его 1 июня 2014-го. И ждал почти год.
Это тонкий момент: одна федерация должна отпустить, а вторая – принять. По правилам ISU, с момента последних международных соревнований за предыдущую страну должен пройти год. С Россией долго договаривались, но американская федерация проявила предметный интерес. Меня это порадовало.
Я недавно получил грин-карту, американское гражданство жду через год-два. Без гражданства я не смогу выступить на Олимпийских играх, даже если отберусь туда. Но до Пекина еще есть время.
– Как в итоге ты выучил язык?
– Тяжко! Несмотря на то, что я изучал язык с 1 класса, разговаривать не мог. Вообще. Не мог завязать разговор, а даже если завязывал – люди понимали меня через слово. Тренеры и друзья часто заканчивали фразы за меня.
Когда я жил у Яны с Игорем, мы дома говорили по-русски. Но когда я переехал к тренерам, то там звучала только английская речь. Мне приходилось что-то просить, узнавать, объяснять – а я элементарно не знал, как сказать «постельное белье». «стиральная машина»… Я гуглил, произносил, но даже подсказки переводчика не всегда выручали.
В Америке очень популярно по вечерам смотреть телевизор всей семьей. Мы включали фильмы, сериалы, шоу-программы. И я выучил язык благодаря сериалу «Декстер» – посмотрел все сезоны. После него я заговорил.
– Сейчас бывает, что ты не понимаешь какие-то слова или тебя не понимают?
– Практически нет. Я брал курсы по акценту – и у меня акцент на 80% правильный. Ну и потом – это доказано – если вы находитесь среди американцев, то начинаете подбирать слова так же, как они.
Я до сих пор беру курсы и заминаю свой акцент. Это групповые занятия – хожу раз в неделю в течение года, осталось еще 2 месяца.
Читает Sports.ru, обожает комментарии (правда, и злится на них) и объясняет, почему в России форумы лучше
– Нас удивило, что, разбирая ошибки после проката в Москве, ты всерьез заявил: «В инстаграме мне оставили не очень позитивный комментарий, и я завелся». Серьезно?
– Ну да, один чувак высказался в духе «Ты уже добился всех вершин, уходи в ледовое шоу». Я разозлился, написал ему в директ: «Слышь, дядя, иди картошку копай». Он ничего не ответил, но такие перепалки сбивают, потому что фокусироваться нужно на себе, нельзя расплескивать энергию. В общем, это была ошибка, хотя у меня есть правило: я не захожу на форумы или в комментарии за пару дней до прокатов.
Но вот тут зашел – и пожалел.
– Мы в курсе, что ты большой поклонник Sports.ru. Часто заходишь?
– После соревнований – всегда. Когда я был маленький, то сидел на форуме tulup.ru, но вот уже пару лет читаю только Sports.ru. У вас много новостей, хорошие тексты, тонна комментариев.
У меня есть два приложения – флагманское и фигурное катание. Я захожу не каждый день: но есть ощущение, что фигурное катание уступает по популярности только футболу.
Я просматриваю заголовки новостей, результаты соревнований, но главное развлечение – конечно, комментарии! Там иногда так весело, что я читаю все. Если 1000 или 2000 записей под новостью, могу зависнуть на пару часов.
– Ты зарегистрирован?
– Да, в августе 2017-го зарегился под своим именем – Алексей Красножон. Первые фанаты у меня появились спустя полгода, когда я выиграл финал юниорского Гран-при. Я тогда вышел в комменты, естественно, мне не поверили: ага, кто-то зарегистрировался под ником Красножон. На самом деле это был я!
– Твоя главная претензия: люди пишут под странными никами – Суп Медведевой или Бабушкин ерш. Мы специально проверили – таких ников нет.
– Ну да, это условно. Есть, например, пользователи Грибной супец или Ананас Медведевой – я не знаю, кто они такие. Люди не пишут имен, фамилий, где живут…
Но меня больше расстраивает другое – злорадство. Многие пользователи желают фигуристам сломать ногу, удариться головой о борт, отравиться, проблеваться. А это неприятно, фигурное катание – большая семья. И какое бы ни было между нами соперничество, мы заходим в общую раздевалку и желаем друг другу удачи. Можно дружить или нет, но толерантности и уважению нас воспитывают с детства.
В комментариях же люди часто пишут пакости. Причем не от своего имени. Стесняются, что ли? Я Леша Красножон – выхожу и пишу, что думаю и не прячусь. Часто замечал, что позитивные комментарии как раз оставляют люди от своего имени.
– Тебе есть с чем сравнивать – ты почти шесть лет живешь в США. В Америке сайты лучше?
– Не-ет, российские платформы однозначно масштабнее и интереснее. Sports.ru – аналог сайтов NBC Sports Gold (там, правда, нет форумов) и Golden Skate (там, наоборот, форумы есть, и они платные – 2 или 5 долларов). Но на Sports.ru гораздо больше комментариев – как-то даже встречал 7 или 8 тысяч. Такого безумия в Америке точно нет.
За час под новостью на Sports.ru может набежать 500 или 1000 комментариев. Сначала вроде люди обсуждают текст, а потом просто устраивают схватку друг с другом. Ой, я фанат Медведевой, а ты, оказывается, за Загитову. Ну и пошло рубилово… В плане грязи – она есть и на русских, и на американских сайтах.
Я не идеалист и понимаю: грязь будет присутствовать всегда. Кто-то рано или поздно заступит за линию – и это вызовет гнев, обиду, оскорбления. Я почему часто в интервью говорю про Sports.ru – еще больше злю хейтеров, они активнее пишут, а мне приятно: представляете, человек заморочился, написал большой параграф про фигуриста Красножона. Казалось бы, зачем ему это?
– Тебя задевает критика?
– Да, как и любого нормального человека. Но мне 19 лет, а есть ведь маленькие девочки, которые заходят в комментарии и читают про себя: «некрасивая», «толстая», «страшная». Не каждая психика готова справиться с такой целенаправленной атакой, правильно? Всех хейтеров, конечно, надо убирать!
– Слушай, ну это утопия. У нас есть модераторы, которые ежедневно удаляют откровенное хамство и банят токсичных пользователей, но людей слишком много, они воскрешаются под другими никами. Это вечная борьба. Давай лучше конкретно: тебя кто-то или что-то задевает?
– Знаете, сбивает, когда говорят: ты никогда ничего не добьешься. Это злит. Есть такой пользователь Иван Иванов. Он любит подлить маслеца…
Хотя и в жизни такие встречаются. Я вот сидел на трибуне после прокатов – с Макаром Игнатовым и Вовкой Литвинцевым. Подошла женщина: «Мальчики, можно, пожалуйста, автограф?». Конечно, сфотографировались, мило пообщались. Она отметила меня в инстаграме. Как думаете, что написала? «Красножон сидел на трибуне, не затыкаясь».
Вроде подошла с добрыми намерениями, а по итогу – намерения не совсем добрые. И никак ведь не узнать, что у человека в голове. Никто же не подойдет и не скажет: «Эй ты, лошара, давай сфотографируемся».
Короче, я за искренность. Не нужно за спиной говорить или делать пакости. Фигуристы тоже люди, они расстраиваются.
Хочет войти в историю фигурки (правда, не знает как), но думает о карьере корпоративного юриста
– Какие у тебя планы на фигурное катание?
– Для меня не так важны места, хотя я, конечно, хочу выиграть медаль ЧМ и попасть на Олимпиаду, но глобальная цель – оставить свой след в истории фигурного катания. Как – я пока не знаю. Возможно, как самый артистичный фигурист; возможно, как фигурист с лучшим скольжением…
Я не только тренируюсь. Со следующего года буду учиться на корпоративного юриста в Техасском университете. Я уже поступил – перед институтом можно взять год отдыха. Сначала я хотел пойти в медицинский, как и родители, но, наверное, это все же не мое предназначение.
Все фигуристы говорят, что им тяжело заканчивать со спортом – не хватает соревнований, адреналина, внимания. Всю жизнь мы работаем, чтобы за 4 минуты программы сделать все идеально. Я бы хотел, чтобы адреналин сопровождал меня и дальше. А работа корпоративного юриста – внимательно читать контракты и замечать малейшие детали. Это работа на нервах.
– У тебя платное образование?
– В Америке очень интересная система обучения: в каждом штате свои правила. Например, мне как резиденту Техаса учеба обойдется в 20 тысяч долларов в год, а студенту из другого штата – 50 тысяч. Второй момент: в частных университетах обучение стоит дороже, чем в государственных (около 100-120 тысяч долларов), но есть много финансовых программ, которые помогают платить. Все начинается со школы – есть тесты, помимо ЕГЭ и ГИА, и в зависимости от оценок можно рассчитывать на гранты, которые покрывают плату за образование.
У меня есть очень хороший друг: он бесплатно поступил в Университет Калифорнии UCLA, написав тест SAT на максимум 36 баллов. Таких по стране было трое. Если что, обучение в этом вузе стоит 69 тысяч долларов за семестр.
В американской федерации есть много программ, которые позволяют бывшим спортсменам (и тем, кто еще катается) заплатить за университет. У меня есть хорошая возможность претендовать на полную оплату – и это зависело не от моего катания, а от школьных оценок. Я написал тест SAT на 31 балл (максимум – 36, среднестатистический показатель по Америке – от 21 до 23) – и университет мною заинтересовался.
Еще университет смотрит на доход семьи. А так как моя семья живет в России, то весь доход будет считаться по мне. А у меня он маленький, поэтому я рассчитываю на помощь государства.
Да, в Америке дорогое образование, но там в принципе уровень жизни выше и цены выше, по сравнению с Россией (за исключением, может быть, недвижимости).
Для примера – еда. Продукты мне обходятся в 200 долларов в неделю. Поесть в «Макдональдсе» – тоже недешево. Там, есть, конечно меню за доллар, но это чизбургеры. А если взять большую картошку, бигмак, пирожок, кока-колу, то это 12 долларов. Столько же в магазине стоит килограмм хорошего стейка.
– Ты получаешь зарплату? Или живешь только на гонорары?
– В Америке зарплат у фигуристов нет. Все деньги – это призовые и помощь спонсоров. Но у нас и лед платный, в отличие от России. Чем выше ты в команде (я сейчас в топ-5), тем больше оплаченных тренировок. Иногда сезон может обойтись в 40-50 тысяч долларов.
***
– Как мы и договаривались, у тебя есть возможность обратиться к пользователям Sports.ru. Что бы ты им сказал?
– Я не имею ничего против болельщиков и комментаторов, даже если вы выливаете на меня какашки. Я не хочу негатива, давайте просто обсуждать фигурное катание и никому не желать влетать в борты и ломать голову. А тот, кто желает мне или другому фигуристу влететь в борт, надеюсь, пропустит долг по ипотеке.
⛸На инстаграм Sports.ru о фигурном катании подписаны Самодурова, Валиева и более 19 тысяч человек, а лайки ставят Тутберидзе и Липницкая. Присоединяйтесь!
Фото: REUTERS/Rob Schumacher-USA TODAY Sports, Maxim Shemetov; instagram.com/akrasnozhon