Дисклеймер: любая интерпретация — лишь интерпретация и, как водится, может не иметь ничего общего с реальностью.
Когда в 2014 году ограничение на музыку со словами было снято Лакерник журналистам комментировал это так: “Решение уже принято. Хотя мы понимаем, какие проблемы возникнут с введением этого новшества. Слова – это рассказ, который теперь зрители и судьи могут понимать по-разному из-за знания или незнания языка, а следовательно, в судействе компонентов мы получим какие-то дополнительные проблемы”.
И вот мы уже пять сезонов живем в мире, где можно брать любую композицию хоть китайский рэп, хоть британский рок, хоть бы и кавер-оперу на венгерском, но я с уверенностью могу сказать, что интерпретация мелодии (акцентов, темпа, ритма) и образов (даже абстрактных) до сих пор занимает основное место в катании, и мало кто всерьез ушел дальше, хотя дорога открыта.
Однако точно есть один человек, который катает именно слова и делает это исключительно! Хотя и традиционные программы у него теперь идут, но интереснее сейчас не они.
Я, признаться, долго искала подход, пришлось пройти все стадии: отрицание, гнев, торг… И тут пора развернуть.
В 2016 году Нэтан Чен вышел из юниоров и, боже, я так плевалась: “ну, правда, куда его? ни уму ни сердцу!” — вещала я. Обе программы: что “Корсар”, что “Половецкие пляски”, очевидно, ему не шли, их выстроили под прыжковый контент, ставку делали на него же, и хотя это принесло медали, но волну критики тоже: этот мальчик нам не подходит — несите следующего. Не знаю как, но даже Зуева умудрилась поставить ему такое нехореографичное нечто (“очевидно он бревно” — подсказывали комментаторы со спортса), однако факт остается фактом, я возмущалась ровно до показательного номера.
Очень любопытно посмотреть его сейчас, если кто не застал, и оценить как “деревянный” Нэтан тогда катает самого себя “как сейчас”, короче, можно даже не понять, что это было еще до всех чемпионств. И ведь этот показательный он поставил себе сам, “избавившись” от русских хореографов. Доставляет и текст выбранной песни, дальше перевожу: “утихает волнение, когда падает занавес и выходишь на поклон, дебют удался и стал шедевром (Our debut was a masterpiece), нам пора помахать аплодирующей толпе, сегодня мы-таки затмили всех (But at least we stole the show)”.
И, да, Нэтан тогда выиграл Чемпионат США, и 4 Континента — дебют во взрослых и правда вышел шедевральным.
Окей, ладно, парень поставил себе номер с подходящей песней, что особенного-то? А я вам скажу: Нэтан ведь не играет лирического героя, он исполняет/катает текст от себя. В этом фокус — он использует слова как послание вот так просто по прямому назначению. И как так вышло, что обычно так не делают?
В олимпийский сезон слова пришли в соревновательную прогу. КП Немезида — это песня о карме: “поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, помни, что дни твои сочтены, двигайся дальше не останавливайся”. Не уверена, к кому обращается Нэтан, хотел ли он намекнуть Юзуру Ханью, что тот обыгрывал других, а теперь Нэтан выиграет у него, или Нэтан обращался к самому себе, мол выигрывая у других, помни, однажды придется проиграть. Но факт остается фактом: в катании Чен был очень убедителен и сразу после премьеры заговорили о том, что “хм.. а в хореографии он удивительно прибавил” — и говорили так в основном те, кто не видел его показательный предыдущего сезона. А ведь Нэтан просто стал собой, нашел наконец тот самый стиль.
Немезида же оказалась немилосердна и выдала ‘сюрприз’ на олимпиаде, вероятно, дело все же в карме и последняя строка в песне была пророческой: “Помни о карме все время пока бежишь..” (Karma.. remember so long you run..)
К сезону 2018-19 года Чен уже стал не дебютантом или претендентом — как ни крути, он выходил в сезон чемпионом мира, но было понятно, с основным соперником ему только предстоит встретиться лицом к лицу, ведь в прошлый раз на олимпиаде ничего не вышло.
Теперь послание было зашито в произволку: “я пришел, чтобы разрушить стену вокруг тебя, чтобы увидеть эту землю ‘для всех’”. И, знаю, кто-то видит тут программу о мигрантах, пытающихся попасть в США (это же саундтрек к фильму “Пустыня”), но я за чистейшими четверными, “разрушением стен” к “восходящему солнцу” и безоговорочной победой на мире вижу именно вторжение на планету, где до этого обитал только один человек (и даже нарезка песни свидетельствует в мою пользу). А вот “для всех” ли эта земля? Стала ли она такой, когда их там таких талантливых только двое?..
Кстати, короткая программа “Караван” в том сезоне была чудо как хороша, но знаковая ченовская хорео снова была в дорожке программы со словами. Совпадение?
Расстроилась я тогда знатно, тк болела за Ханью, но все честно.
А что же у нас теперь? Слов стало в разы больше: и в КП и в ПП.. Но французский я бы сбросила со счетов, потому что с неродными языками все непросто и сразу взялась бы за Рокетмена!
И тут самое интересное, конечно, хип-хоп вставка, но даже до нее музыка для прыжкового контента порезана не ради музыки а для слов. Из “Goodbye yellow brick road” вырезаны две половинки куплетов (хотя можно было оставить один целиком, но нет), чтобы сложился цельный посыл: “Когда же ты уже угомонишься, спустишься со своих высот?” “Ведь вместо меня придут другие, таких, как я, полно.” А потом из “RocketMan”: “О, нет-нет-нет, я же рокетмен — пройдет немало времени, прежде чем все это поймут!”. Кажется, тут Нэтан осознает свою уникальность (ой, ладно, что за скромность, думаю, ко второму титулу чемпиона мира он все про себя понял).
И пошло хорео: “Да, я сделал это! Поменял историю, изменился сам: сначала все ненавидели, а теперь оценили” (Everbody back then used to hate it Now they all appreciate it) — кстати, тут кусочек тоже вырезали явно для смысла — в общем, “с самых низов до сочинителя стихов”. Хах, каково?
Так у нас образовался клуб “5 квадов за раз” правда там пока только двое (и Саша Трусова на связи по скайпу). Так, что да, Нэтан, ты действительно поменял историю!
И финалочка. Если говорить о показательных, у Нэтана с определенного момента их стало копиться прилично и все со словами, что для меня еще один аргумент в пользу того, что ему нравится катать слова, так он разговаривает с публикой, с соперниками, с кем-то персонально (мы не всегда знаем этого адресата), в общем впечатляющий наметился тренд. Это очень интересно!
И вот вам еще одно высказывание Лакерника из 2014 года: “Если, конечно, спросить спортсменов и зрителей, хотят ли они музыку со словами, то они однозначно ответят: «Да»» — не ошибся, дед.
Другие фантазии и размышления автора читайте в телеграм канале