Так появилась лучшая лига мира.
Sports.ru продолжает рассказывать о великих футбольных матчах. Мы уже вспомнили безумный финал Кубка УЕФА «Ливерпуль» – «Алавес», межгалактическую битву Бразилии и Голландии, сочинили оду Зидану за игру Франции и Португалии и вспомнили игру, после которой плакал Сергей Галицкий – Франция против Западной Германии на ЧМ-1982.
На очереди – «Ливерпуль» – «Арсенал» из 1989-го.
В 1989-м английскому футболу было очень плохо: безумие фанатов, трагедии на стадионах, крах сборной, еврокубковый бан
Как много матчей вы назовете из тех, что изменили историю футбола? Не просто обсуждались неделю, год или пять лет, а повлияли на индустрию в стране или мире? Скопления суперзвезд, сумасшедшая развязка или соло одного гения – смотреть такие игры хочется всем, но они лишь одноразовое развлечение, которое дарит эмоции и оставляет теплые воспоминания.
Иногда на качество и количество развлечений влияют матчи менее заметные, даже без строчки в русской «Википедии». Но от этого не менее ценные. Один из таких «Ливерпуль» и «Арсенал» провели 26 мая 1989-го на «Энфилде» (в последнем туре чемпионата Англии). Понять его значимость невозможно без контекста.
Начнем с предыстории.
1989 год – низшая точка футбола в Британии. И вот почему:
1. После трагедии на финале Кубка чемпионов-1985 в Брюсселе (39 погибших из-за обрушения опоры стадиона; причина обрушения – фанаты «Ливерпуля», которые забрались на гостевой сектор к «Ювентусу» и погнали соперников с террасы стадиона – она не выдержала нагрузку) английские клубы отстранили от еврокубков на пять лет. Бан сильно повлиял на уровень чемпионата, это доказали и результаты сразу после его отмены: «МЮ» вылетел от «Ротора», «Блэкберн» − от «Треллеборга», «Арсенал» − от ПАОК.
2. Лутонский бунт (матч Кубка лиги-1984/1985 «Лутон» − «Миллуолл» задержался из-за беспорядков, которые гости устроили на стадионе, вырывая кресла и кидая их на поле; после поражения фанаты «Миллуолла» устроили хаос уже на поле, чуть не избили игроков соперника, а затем переместились в город, где крушили машины, дома и магазины; пострадал 81 человек) добил Маргарет Тэтчер. На шестой год правления Железная леди создала комиссию по борьбе с футбольными хулиганами: та раздавала нарушителям тюремные сроки и пыталась ввести карточную систему посещения арен. Во всей лиге не получилось, но «Лутон» три сезона допускал болельщиков на стадион по прообразу Fan ID.
3. Сборная Англии провалилась на Евро-1988, не выйдя из группы. Статус лучшей лиги мира переехал в Италию, где зажигали Платини и Марадона, а Сакки продюсировал тактическую революцию.
Перечисленные проблемы, дряхлые стадионы конца XIX века (что только доказал пожар в Брэдфорде от брошенного окурка в 1989-м: погибли 56 человек, 265 получили ранения) и социальная напряженность (протесты против политики Тэтчер – привычное дело в Британии 80-х) привели к оттоку аудитории. В среднем на матч Первого дивизиона-1987/88 приходили 19 273 человека – меньше было только в 1984-м и каждый сезон до 1915-го. С телевидением получилось похожее: BBC и BSB отказались продлевать контракт с лигой, пакет на четыре сезона ушел ITV за 44 миллиона фунтов. Это жалкие полмиллиона за сезон в среднем на клуб, для сравнения: в тот же год «Тоттенхэм» выложил 2 млн «Ньюкаслу» за 21-летнего Пола Гаскойна.
Кульминация жизни в болоте – выставочный турнир в честь 100-летия лиги (7 матчей, начиная с 1/4 финала). На финал «Арсенал» – «МЮ» в Бирмингеме пришло полстадиона – лишь 22 тысячи зрителей.
До игры «Арсенал» считался аутсайдером, а игрок «Ливерпуля» хотел праздновать чемпионство за минуту до финального свистка
От сезона-1988/89 не ждали изменений. Фанатов все еще не победили, «Ливерпуль» был силен, как и раньше – не опускался ниже второго места в 15 случаях из 16. Даже когда дерзкий «Арсенал» (шестое место в 1988-м) к Новому году оторвался от ближайшего соперника на 11 очков (а от «Ливерпуля» – на 19), в него не верили. Клуб не брал чемпионство с 1971-го и уже пять сезонов не входил в топ-5. Типичный середняк, который иногда покусывает лидеров (Кубок лиги-1987) за счет модного тренера Джорджа Грэма. Придя в 1986-м, тот за два сезона почистил состав и ввел кучу молодежи, причем некоторые сразу стали лидерами – например, Тони Адамс (22 года на момент матча с «Ливерпулем»), Мартин Хейс (23 года), Ли Диксон (25 лет), Майкл Томас (21 год), Пол Мерсон (21 год) и Алан Смит (26 лет).
К концу сезона нестабильная молодежь логично растеряла все преимущество и даже упустила лидерство: перед последним матчем «Ливерпуль» обошел лондонцев за счет разницы мячей (+39 против +35). По стечению обстоятельств чемпион определялся в золотом матче – на «Энфилде», когда чемпионат для всех остальных уже закончился. На самом деле это был перенесенный тур.
Обстоятельства – новая трагедия на стадионе, теперь на «Хиллсборо». 15 апреля 1989-го из-за давки на секторе «Ливерпуля» в Шеффилде (сектор вмещал меньше зрителей, чем приехало фанатов, некоторые предъявляли поддельные билеты, полиция закрыла ворота, из-за чего люди оказались между толпой и металлическим забором) погибли 96 человек, 766 получили травмы. Лига переставила домашний матч «Ливера» против «Арсенала» с 23 апреля на неопределенный срок, но не нашла подходящую дату до конца турнира.
Сейчас фанаты «Арсенала» считают тот матч вторым по яркости событием в истории клуба после победной серии-2003/04. Channel 4 включает его в лонг-лист лучших моментов в истории телевидения (60-е место) и 100 величайших событий в истории спорта (15-е место).
Тогда не было сомнений: никаких интриг, «Ливерпуль» спокойно защитит титул.
«У тебя нет надежды, «Арсенал», – писала Daily Mirror. Наглый заголовок подтверждала статистика: со 2 января 1989-го красные выиграли 21 матч из 24, в том числе взяв Кубок Англии за три дня до золотой игры, «Арсенал» – 10 из 20. «Ливерпуль» не проигрывал на «Энфилде» с разницей в два мяча (именно столько нужно было забивать «Арсеналу» для чемпионства) два года, «Арсенал» не выигрывал там 15 лет.
«Ливерпуль» не парился по поводу результата ни перед, ни во время матча. «Я сидел на скамейке рядом с Барри Венисоном. Уже собирался снять спортивный костюм и выбежать на поле, чтобы праздновать, но Барри сказал: «Не делай этого. Я сделал то же самое в последнюю минуту матча против «Эвертона» на «Уэмбли», и они забили». Я сказал: «Не глупи, этого больше не случится!» – вспоминал форвард красных Иан Раш последние минуты матча. «Арсенал» тогда вел с удобным для «Ливерпуля» счетом 1:0.
Лондонцы тоже не нервничали: они давно перевыполнили задачу на сезон и не были обязаны побеждать. «Необходимость выиграть с разницей в два гола сняла напряжение. Честно говоря, немногие игроки верили, что мы можем сделать это. Не сомневался только тренер Джордж Грэм», – рассказывает Перри Гроувз.
Перед матчем Грэм, обычно любящий дисциплину, дополнительно расслабил игроков: дал два выходных после ничьей с «Уимблдоном», не грузил тренировками, а в Ливерпуль повез команду прямо в день матча.
«Ливерпуль» принял поражение достойно: «Энфилд» приветствовал победителей, команда подарила «Арсеналу» 200 бутылок чемпионского шампанского
Перед игрой прошла трогательная акция: фанаты «Арсенала» дарили цветы болельщикам «Ливерпуля» в память о жертвах «Хиллсборо». О беспорядках никто не помышлял – весь матч зрители поддерживали своих голосом, но не кулаками.
«Арсенал» в тот год забил больше «Ливерпуля», но на решающий матч выбрал суперзакрытую схему с пятью защитниками и чистильщиком сзади. «Когда Грэм сказал нам о дополнительном защитнике, хотя мы всегда играли 4-4-2, мы подумали: «Он сошел с ума? Какой еще пятый защитник, если нам надо побеждать в два мяча?» – вспоминал Гроувз.
Все ради того, чтобы перекрыть скоростное нападение соперника: Иан Раш и Джон Олдридж были очень хороши. Получилось идеально: за первый тайм «Ливер» создал минимум моментов, а Раша заменили из-за травмы паха.
После перерыва «Арсенал» так и не раскрылся, ожидая шансов в контратаке. «Это был план тренера, – продолжает Гроувз. – Он сказал, что если мы пропустим первыми, то проиграем. Но если забьем, то он выпустит игрока в атаку, и мы раскроемся».
Первый гол пришел со свободного: Уинтерберн подал в штрафную, Алан Смит опередил соперников и замкнул головой. Футболисты «Ливерпуля» жаловались рефери, рассказывая, что Смит не касался мяча, а значит, гол надо отменить. Бесполезно. «Меня всегда спрашивают о том голе, но да – я точно коснулся мяча», – объясняет Алан.
Алан Смит
После гола «Арсенал» продолжил выбегать в контратаки, пока на 76-й минуте Грэм не снял пятого защитника и не приказал играть в атаку. На свободном пространстве у «Ливерпуля» сразу появились шансы – забивать могли Олдридж и Хаутон, но до 90-й минуты счет устраивал «Ливерпуль».
Трибуны «Энфилда» пели, празднуя чемпионство, Гари Аблетт устраивал перепасовку с Брюсом Гроббеларом, убивая время. Брюс с руки выбил подальше к чужим воротам – на секундомере было 90:40. Следующие 15 секунд мяч бесхозно метался в воздухе и между ног футболистов, пока не отскочил к Джону Барнсу. Тот помчался к воротам «Арсенала» и даже вошел в штрафную, но Кевин Ричардсон перехватил мяч и отдал вратарю Лукичу. Дальше все было сумбурно, как обычно бывает в последней атаке: Лукич моментально вбросил Ли Диксону, тот через полполя навесил на Алана Смита. Смит принял мяч спиной к воротам на отметке 91:15, касанием положил его на землю, развернулся и, отрезав трех соперников, парашютом бросил в прорыв Майкла Томаса, который спуртовал с середины поля.
«Помню, как Стив Никол приближался ко мне, – рассказывает Томас. – Я попытался перекинуть мяч через его голову, но он ударился о его плечо, затем отрикошетил в меня, а потом – в противоположную сторону, выкатившись мне на ход. Внезапно я оказался перед Брюсом Гроббеларом. До удара прошло так много времени. Это было такое странное чувство».
Томас и правда замешкался перед кипером настолько, что его уже догнали два защитника. Лишь в последнее мгновение он пустил мяч над упавшим раньше времени Брюсом: «Каждый раз, когда я пересматриваю тот момент, я думаю, что гола не будет. Прошел целый рабочий день, прежде чем я ударил».
На табло замерли 91:26.
Пока «Ливерпуль» проводил две финальные и бессмысленные атаки, фотографы толпились вокруг Кенни Далглиша – коуч смотрел куда-то вдаль, а потом сел.
Трибуна «Арсенала» превратилась в качели – 4000 фанатов висли друг на друге, как самые родные люди на Земле.
Свисток.
Обнимания начались и на скамейке «Арсенала». Спокойствием выделялся только Грэм, который не верил неожиданно свалившемуся счастью. Это потом на пресс-конференции он сыпал мудростями: «Никто за пределами «Хайбери» не ожидал, что мы это сделаем. Но когда вы теряете веру, вы с таким же успехом можете уйти из футбола». Тогда не верили даже футболисты – они не носились по полю, как сумасшедшие, а спокойно пожимали руки соперникам, как будто выиграли первый матч чемпионата.
Шок прошел только в раздевалке. Там же игроки и сотрудники влили в себя часть от 200 бутылок шампанского, заготовленных «Ливерпулем» и подаренных победителям (200 бутылок звучат устрашающе, но некоторые ушли на чемпионский душ. «Когда репортер ITV вошел в раздевалку, я уже был пьян. А когда я приехал в сборную через пару дней, то попросил врача сделать мне укол в задницу от алкогольного отравления», – смеется Алан Смит.
Майкл Томас
Перед этим на награждении «Арсенал» все еще находился в состоянии аффекта. Безумия ситуации добавлял аплодирующий «Энфилд». Коп даже скандировал: «Чемпионы! Чемпионы!»
Матч побил рекорды ТВ-просмотров, фанаты удивили адекватностью. Футбол снова заинтересовал спонсоров, а Sky выписал лиге сумасшедший контракт
Наутро газеты вышли с еще более смелыми заголовками, чем перед матчем: «Футбол возродился», «Репутация футбола восстановлена». Медиа особо отмечали, что фанаты вели себя приличнее, чем обычно: никаких беспорядков, суеты и агрессии – «Энфилд» принял поражение достойно.
Спустя несколько лет стало ясно: тот матч и правда сильно повлиял на британский футбол, а через него – и на мировой.
Считается, что поражение, а потом и зеркальное отражение ситуации на следующий год (вместо «Арсенала» был «Эвертон», а «Ливерпуль» все-таки выиграл) сподвигло Далглиша к отставке. Король Кенни выгорел изнутри. Пришедший ему на смену Сунесс не вытянул омоложение состава, «Ливерпуль» посыпался и больше не становился чемпионом. «Как потом рассказывали игроки, в тот вечер в каждом из них умерла частичка чего-то, что уже потом никогда не вернулось», – писал знакомый с ситуацией журналист Джейсон Коули.
Не косвенно, а прямо золотой матч повлиял на спонсоров. Заметив безумный интерес к трансляции (ее посмотрели 6 миллионов человек при населении Англии в 47 млн) и уважение вместо животных инстинктов на трибунах, спонсоры снова понесли деньги в футбол. Одним из них стал Руперт Мердок, основатель медиагиганта Sky. Его компания отвалила 304 миллион фунтов за пять лет трансляций (до этого были 44 млн на 4 года), причем клубы не делились ТВ-доходами с низшими лигами, потому что вышли из ассоциации и создали Премьер-лигу.
Выздоровление чемпионата вернуло зрителей на трибуны: за два года посещаемость выросла на две тысячи, за семь лет – на семь тысяч, за десять – на десять тысяч. С ростом интереса жирнел и ТВ-контракт.
В 1992-м события вокруг матча получили точное определение – лихорадка. Автобиографическая книга Ника Хорнби (о том, как он поддерживал «Арсенал») с таким названием стала бестселлером в Британии, а в 1997-м превратилась в фильм с Колином Фертом в главной роли.
В 1953-м Венгрия выиграла матч столетия: англичане шутили над ростом и весом Пушкаша, а потом пропустили 6 голов (2 – от него)
Великое спасение «МЮ» в Турине после 0:2 к 11-й минуте: Кин включил турбокапитана, и Фергюсон все-таки перешагнул через «Юве»
Фото: Gettyimages.ru/Allsport, Howes/Daily Express/Hulton Archive, Dan Smith/Allsport; arsenal.com; globallookpress.com/Manchester Daily Express/SPOD2