Сезон 19/20 пока у нас всадник без головы, т.е. без чемпионата мира. Подводить его итоги с одной стороны, странно, с другой – вполне возможно, т.к. все остальные части тела вроде бы на месте. Произошли определенные изменения в некоторых видах, где-то уже совсем иной расклад сил, где-то появились интересные новички и т.д. и т.п. ЧМ-2020 состоится, скорее всего, уже осенью текущего календарного года, но фактически это будет уже следующий сезон. Фигуристы, отобравшиеся на весенний ЧМ, подойдут к осеннему уже в другой форме.
В данной статье у Морфеуса три вида: танцы, пары и мужское одиночное. Следующую часть посвятим подведению итогов в женском одиночном.
ТАНЦЫ НА ЛЬДУ
Начну с вида, где под занавес сезона на чемпионате Европы состоялась, пожалуй, вообще самая главная сенсация в фигурном катании — Пападакис/Сизерон проиграли. За последние годы мы так привыкли к абсолютному доминированию французской пары, которому смогли помешать только Виртью-Мойр, что второе место на ЧЕ воспринимается исключительно, как проигрыш.
К этому дело шло уже давно. Россия слишком сильно считает танцы своим видом (и исторически — не безосновательно), разговоры о том, что пары из РФ ничем не хуже обласканного французского дуэта в кулуарах русского танцевального бомонда идут давно, да и в открытых интервью разных лиц эта мысль постоянно проскальзывает. ФФКР тоже по мере сил работает в данном направлении. Из двух дуэтов Россия сделала ставку на Синицину-Кацалапова и, когда представился удобный случай, они ПС всё-таки достали.
Надо сказать, Пападакисы сами предоставили повод. Они великолепная и в чем-то уникальная пара — это всем понятно давно, но также понятно и то, что у неё часто бывают далеко не лучшие дни, далеко не лучшие прокаты, а оценки почему-то всегда запредельные. Особенно много претензий к коньку и чистоте исполнения элементов Габриэлы. Разговорчики об однообразии стиля, интонации и настроения тоже, в конце концов, повлияли на дуэт — в ритм-танце, желая доказать обратное, они предстали в совершенно неожиданном образе. На самом деле, классные костюмы, постановка, идея, хореография — всё классное, да только бросалось в глаза, что местами ребята не поспевают за темпом, и вообще они — не самая скоростная пара мира.
Хотя, если б французы выступили без грубых ошибок, то судьи при любых раскладах поставили бы их выше «кацалапиков». Впрочем, на месте СК вполне могли бы быть Степанова-Букин. Распределение баллов здесь — исключительно выбор федры, это всем понятно давно. Почему из двух равноценных российских дуэтов она выбрала именно СК? Вопрос комплексный. Совершенно очевидно, что со зрительской точки зрения, да и с позиции какого-либо новаторства, стиля, харизмы, мощи и энергии на льду Букины интереснее Кацалаповых последние 2 сезона. Но, с другой стороны, более классическая (унылая, но менее рискованная) линия СК идёт как-то в общих тенденциях, задаваемых ПС. К тому же СК чуть стабильнее и аккуратнее в элементах, хотя и у них, как минимум, один провальный крупный турнир за сезон бывает. К тому же есть фактор здоровья спортсменов, который мы не всегда до конца можем знать, а федра то знает. Ну, и не забудем, что Кацалапов – это, какое-никакое имя, и известен он стал ещё до того, как даже ПС громко заявили о себе на мировой арене.
Если говорить о заокеанских танцах, то главная пара сезона — конечно же, Чок/Бейтс. Морфеус ещё в прошлом году приветствовал их победу на ЧЧК. Потом был ЧМ, где судьи их нагло задвинули. Тем не менее, Чоки набрали «мясцо», обрели стабильность, в этом году, как и в прошлом, поставили интересные программы (хотя в прошлом были лучше) и в финале гран-при, который по сути является чемпионатом мира первой половины сезона, именно они стали вторыми, а не СК. Затем последовало совершенно заслуженное возвращение титула лучшего дуэта США и вторая подряд виктория на Чемпионате Четырёх Континентов. Да, Чоки там ошиблись, что дало повод некоторым фанатам говорить о несправедливой победе, но здесь уже имя и стабильность на предыдущих турнирах сыграли за них. В конце концов, пусть это будет небольшой компенсацией за многое, украденное у этой пары судьями ранее.
Чоков характеризует заразительность, умение выдерживать стиль, смелость, пробы новых поддержек и вполне приличный конёк. За последние лет 5 было не так уж много столь ярких и зажигательных пар. Тут критики, правда, говорят скорее о блистательной партнёрше, которая невольно собирает всё внимание на себе, оттеняя Эвана. Аргумент не стоит и выеденного яйца. Мэдисон своей харизмой, красотой и мастерством сейчас затмит абсолютно любого партнёра в мире, разве что, кроме Сизерона. Да и что мы, мало видели выдающихся пар, где явным первым номером является женщина?
СПОРТИВНЫЕ ПАРЫ
Обидно, что чемпионат мира не состоялся, т.к. в парах, как и в танцах, там намечалась интрига в борьбе за первое место. Всё дело в том, что неимоверная закулисная работа ФФКР буквально за один турнир сделала из просто хорошего/отличного дуэта Бойкова/Козловский прямо выдающийся. За один турнир, чемпионат Европы, ребята встали в ряд, а где-то и обошли многие супердуэты, которые к подобным оценкам в компонентах шли годами, реально работая над своим мастерством.
Но грибы грибами, а спортивный интерес — спортивным интересом. Федра создала для нас реальную интригу борьбы за первое место между китайцами и БК. Нужно понимать слова Морфеуса правильно — Бойкова-Козловский действительно хороший дуэт с отличной техникой и приличным скольжением, абсолютно заслуженно выигравший чемпионат Европы, но далеко не таков уровень его мастерства, особенно в иных компонентах, чтобы получать столь сумасшедшие баллы, какие им внезапно влепили на ЧЕ.
Даже Тарасова и Морозов уж явно компонентнее, но своя же федра сводит на нет все усилия, которые они прилагают, чтобы стать действительно более изысканной, танцевальной, грациозной, стильной парой (для чего и стали работать с Зуевой). Для чего же все эти часы работы у станка, с хореографом, если компоненты выставляются всего лишь за техническую стабильность, которая наконец-то у БК наладилась?
В целом, надо сказать, что у России дела с парным катанием обстоят более, чем прилично — солидный запас и, возможно, доминирование в ближайшие несколько лет. Единственное препятствие — китайцы. Даже французы, учитывая все репутационные потери, вероятно, будут отодвинуты на какое-то время. На фоне общего упадка интереса к фк в мире, Россия забирает или возвращает себе все больше и больше видов.
Нельзя не упомянуть о том, что в этом сезоне завершили карьеру две действительно потрясающие, красивые (и по катанию и внешне): Ксения Столбова и Наталья Забияко. Наталья сделала это в своей паре, Ксения — в новой. Можно выразить по этому поводу только сожаление, ведь всегда особенно обидно, когда действительно талантливые люди в силу обстоятельств, несправедливости где-то не до конца реализуют потенциал.
Чтобы помнили:
МУЖСКОЕ КАТАНИЕ
Такой же профанацией обернулось оценивание компонентов в мужском одиночном катании. Вернее, это особенно выразилось в топ-2 данного вида. В финале гран-при мы стали свидетелями беспрецедентного случая: Нейтан Чен обошёл во второй оценке Юдзуру Ханю. Со времён Плющенко более эпического бреда в мужском одиночном не случалось.
Ханю, как лучший фигурист в истории, во многом установивший новые стандарты мастерства в компонентах, оказывается чуть хуже Чена, ещё совсем недавно вообще находившегося скорее в «деревянной» когорте. Здесь, конечно, важно не бросаться в крайности, что свойственно фанатикам Ханю и Чена. Нейтан уже давным-давно не такой деревянный фигурист, каким его пытаются нарисовать ярые болельщики Юдзуру. Но его компоненты далеко не на уровне 9.5, как ему уже ставят. С учётом объективного технического превосходства, при PCS на уровне реальных 8 — 8.5 он, скорее всего, итак бы выиграл у Ханю.
Однако вместо того, чтобы одерживать победу в честной борьбе, продвигающие Чена силы, создают для него репутацию грибника. Она уже давно с ним, даже несмотря на его реальный прогресс в катании, в хореографии, в подаче программ. Просто Нейтан как-то стабильно получает от каждого судьи в одном отдельно взятом компоненте на 1,5 балла больше заслуженного, из чего в том числе и складывается такой огромный, унизительный для Юдзуру отрыв.
Впрочем, и Ханю тоже хорош: попытался ответить в стиле, которого не очень ждёшь от фигуриста с его регалиями и репутацией. Японец вернул свои программы олимпийского сезона: Балладу Шопена в КП, «Сеймей» в ПП. Э-э-э… кхм… т.е. далеко не только олимпийского. Под «Балладу» Юзу катался в 4-х из последних 6-ти сезонов, под «Сеймея» — в 3-х из 6-ти. Такого перебора нет ни у кого даже близко из топов и подобное злоупотребление одной и той же программой, пусть и с некоторыми перестановками, явно должно быть рассмотрено ИСУ и запрещено.
Тем более, что дело, как показал Чемпионат 4-х Континентов, который японец наконец выиграл (в отсутствие Чена), вовсе не в программах. Отнюдь не неудобная музыка или заходы мешали Ханю исполнить тот самый контент, которым он может таки Нейтана достать, а его собственная физическая форма. 187.60 в ПП и 299 в сумме — явно не те баллы, которыми можно соревноваться с находящимся в более-менее приличной форме Ченом.
Да и просто обидно, когда фигурист, способный создавать и интерпретировать образы лучше, чем кто бы то ни было лишает своего зрителя возможности это наблюдать, раз за разом возвращаясь к старым программам. С тех, кому много дано, многое и спрашивается – Юдзуру обязан обогатить палитру фигурного катания новыми шедеврами или хотя бы повторением тех, что он катал достаточно мало – это Морфеус о КП и ПП сезона 16/17.
Если говорить о российских итогах в мужском одиночном, то завершили сезон на мажорной ноте, всё-таки удалось за счёт отсутствия Фернандеса наконец-то выиграть чемпионат Европы, причем за катание Алиева не было стыдно. Конечно же, смешно, когда некоторые лица от фк России начинают его возвеличивать уже до Чана, как делает та же Зуева (а в этом видится определённо програмное заявление федры), но по компонентам Алиев, пожалуй, наиболее сильных российский одиночник последних лет. Проблема там была в прыжковой стабильности.
Но, конечно же, он пока ещё не чета ни Ханю, ни Чану, ни Фернандесу, а уж, если мы говорим про технику, то Алиев, как и Самарин, кстати, у нас «модификаторы», они же читеры. Пресловутый квадлутц у них толчком ребром конька, а не зубцами, как положено (как и делают Ханю с Ченом). Ну, и, собственно, самаринский четверной флип — та же история. Деревянный Самарин, кстати, провалился под конец сезона совсем, хотя вначале федра ставку делала именно на него. Испанский стыд накатывал от компонентов и GOE этого человека. Артур Даниелян — пожалуй, одно из главных открытий года во взрослом мужском ФК. Но давайте пока ничего по его поводу не прогнозировать.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА БЛОГ, РАСПРОСТРАНЯЙТЕ СТАТЬЮ В СОЦСЕТЯХ, ПУСТЬ ЛЮДИ ЗНАЮТ ПРАВДУ О ФИГУРНОМ КАТАНИИ.