Эксперт считает, что продукты подорожают и без китайской эпидемии
Стоит нашему государству призвать своих сограждан не поддаваться панике и не запасаться продуктами впрок, как паника тут же и начинается. Чаша сия не миновала и ситуацию с коронавирусом, и возможным дефицитом продуктов.
фото: Наталья Мущинкина
Тревога за завтрашний день и хлеб наш насущный чувствуется даже в столичном регионе, где пока нет супермаркетов с пустыми полками. Те, у кого имеются земельные наделы за городом вспомнили, что в огородах может расти не только благородный английский газон, но и кусты картошки, капусты — не помешает на «черный день», если он вдруг наступит.
В общем, развитие ЛПХ (личного подсобного хозяйства) нынешней весной станет явным трендом. Самый простой вариант — несушки. И с мясом будешь, и с яйцами. Хоть какая-то гарантия ночь простоять, да день продержаться.
Но понятно, что надолго затовариться харчами даже из магазина не получится.
Да и нужно ли так переживать, что полки опустеют, как бывало в истории страны не раз, а последний — в горбачевские времена?
Об этом мы спросили эксперта «МК» Игоря АБАКУМОВА — доцента Тимирязевской сельхозакадемии.
— Многие считают, что нынешний ажиотаж с запасами продуктов «на черный день» покажет, насколько успешно мы импортозаместились.
— Соглашусь, что нынешняя ситуация обнажит узкие места в аграрной политике государства. Собственно, они уже проявились еще месяц назад, когда на Дальнем Востоке закрыли границы с Китаем и жители региона остались без овощей. Король оказался голым. Хотя местный климат позволяет выращивать все сельхозкультуры, даже арбузы.
Почему так произошло? Ведь и там действует программа импортозамещения. Государство не вкладывало средства в местных фермеров, мелких товаропроизводителей. Они не интересны, т. к. не поставляют продукцию на экспорт. Рублем поддерживало агрохолдинги, которые продают за бугор ту же сою. А в итоге пострадал потребитель.
История с «дальневосточным гектаром», который должен придать импульс развитию села — тоже ни о чем. С одного гектара даже нельзя прокормить корову, нужно, как минимум, два гектара.
— Не могу поверить, что в Германии, в Италии, в других европейских странах, где перепроизводство продуктов, в магазинах пустые полки. Что тогда нам ждать?
— Пустые полки, на мой взгляд, от паники, которая царит на Западе. Ей поддаваться не нужно, продукты в стране есть! На оптовых базах, на ярмарках, все ломится от продуктов!
Недавно был в Питере. Два магазина одной сети рядом. В одном полный ассортимент, в другом шаром покати. Как так? Директор второго магазина не может или не хочет организовать логистическую цепочку. Приговор такому руководителю должен быть один: навсегда его отлучить от этой должности, даже с мелкой уголовной ответственностью, пускай отсидит себе суток 10. И чтоб никогда к торговому учреждению не допускался.
Дефицит товаров может создать только наш внутренний страх, паника. Вот этого допустить нельзя.
— Все же, Россия в незавидном положении. С одной стороны действуют санкции, наложенные еще в 2014 году, с другой, мы сами закрываем границы из-за коронавируса…
— Закрываем для людей, но не для товаров. Еда, которую мы не производим в достаточных объемах, пускай едет. По свинине у нас потребности закрыты, по курице тоже. Проблемы с говядиной.
Трудности возможны с молоком. Сейчас частично закрыты границы с Белоруссией. Нам ни в коем случае нельзя терять этот рынок, оттуда мы получаем около 40 % молокопродуктов.
— Отечественные крестьяне по вполне естественным причинам захотят «нажиться» на возникших проблемах. На каких именно продуктах? И на сколько они вырастут в цене?
— Товары первой необходимости, но они у нас дорожают каждый год — и без всякого коронавируса. Подорожают, конечно, чеснок и репчатый лук, они всегда использовались для укрепления иммунитета. Борщевой набор: картофель, свекла, морковка… На мой взгляд, ничего страшного не произойдет, если мы не поддадимся панике.
— Но что по большому счету может сделать правительство, кроме общих призывов к спокойствию?
— Вкладывать деньги в пенсионеров. Попробовать хотя бы на квартал. Повысить им пенсии в 2-3 раза. Это даст толчок потреблению еды, услуг…
— Инфляции!
— Нет, средства эти должны быть безналичные, никакой инфляции они не вызовут. С каждой покупки человек платит налоги в бюджеты всех уровней: НДС, с продаж… Товарные массы придут в движение
Это называется безвалютная эмиссия. И к ней необходимо прибегнуть, если власти не хотят социального взрыва. У нас сегодня около 4 млн. пенсионеров, получающих вспоможение меньше прожиточного минимума. У них денег даже на продукты не хватит, а ведь кроме еды нужно еще много чего.
Анекдот в тему: Первый человек погиб в России от коронавируса В гараже на него упал 200-килограммовый стеллаж с гречкой, макаронами и тушенкой.
Читайте также: Рубль признали худшей валютой 2020 года
Пандемия коронавируса. Хроника событий