Тренер в маске, на трибунах — президент
Бундеслига, отважно бросившаяся спасать весь европейский футбол, пока все же смотрится эдакой «группой на разогреве», после скорого ухода которой на сцене начнется настоящий концерт — тот, ради которого зрители, собственно, и придут. А пока они собираются, можно и этих ребят послушать. Да вот только не будет на стадионах болельщиков — как минимум до осени. А без них, что ни говори, самый крутой матч глядится не более чем тренировочным спаррингом с нагрузкой, приближенной по возможности к соревновательной.
фото: AP
«Вольфсбург» — «Боруссия» (Дортмунд).
Матчи без зрителей уже много лет остаются моим любимым межсезонным развлечением. Особенно на заграничных каких-нибудь сборах. Когда на контрольную игру, с трудом урвав кусочек драгоценного времени от основного своего бизнеса, проездом заявляется Сам. Владелец, инвестор, президент — словом, тот, кто эту всю пятизвездную красоту испанско-турецко-кипрского отеля оплатил. Сегодня он лично проинспектирует, соответствуют ли новички, на которых у него так настойчиво выманивали деньги специально обученные этому искусству околофутбольные люди, его представлению об их уровне и месте в команде.
Босс занимает шумно-радостно место на лавке — в официальных матчах это запрещено, но здесь так и тянет человека поиграть в тренера. Настоящий тренер при таком раскладе решает сменить диспозицию — пойду, говорит, с противоположной бровки погляжу, уж больно необычный оттуда ракурс. Так он поступает, дабы по ходу игры не задергали его неизбежно возникающими вопросами типа: а почему он у тебя на той позиции играет, а не на этой, мы ведь за него как за форварда платили, а как же это он из глубины забивать-то будет?!
Все это светлое будущее ждет тренера на ужине и после него, а пока он сдает командный пункт соизволившему пожаловать на передовую командующему, со сложными чувствами перемещаясь в дальний окоп.
Идет середина сбора, нагрузка на самом пике, игра дается больше для эмоциональной разрядки — но разве начальству приезжему это объяснишь? Вон уже в роль вошел — руками машет, гоня в атаку тех, кого я выпустил с заданием больше обороне помогать. А вот нам, как назло, забили — и все, видимо, из-за того, что не шефа любимец сегодня в рамке, а как бы мой. А вот еще запорол момент тот, за кого, как он считает, мы переплатили. Эх, знать бы заранее, что он к нам именно сейчас наведается, — двусторонку бы назначил!
А босс на противоположном фланге, раззадоренный неудачным началом, все больше входит в раж и, когда номинальный тренер начинает играть заменами, привстает со скамейки: «Ты куда это прибежал?! Что значит Сан Саныч на флаг выпустил — не видишь, как мы в центре проседаем?! А ну — живо марш туда!!!»
И футболист опрометью несется выполнять новые вводные — даже если он только начинает карьеру, партнеры поопытнее уже научили: слушать в первую очередь надобно того, кто тебе платит.
Вот так по-русски проходят матчи без болельщиков. Накал повыше, чем иной раз в премьер-лиге бывает. Уж у тренера, чье сердце в предчувствии возможной близкой безработицы непроизвольно начинает биться чаще, — так точно.
А что мы видим в этой квашеной бундеслиге? Тренер — на лавке, президент — на трибуне. Первый еще снимает иногда маску для подсказок, благо на пустом стадионе его так хорошо слышно, второй смотрит игру так безучастно, словно это какой-то уже виденный прежде фильм. И футболисты еще выходят играть строго на тех позициях, какие тренер изначально указал, — никакой корректировки сверху. Скучно, господа!