В белорусском Минтрансе заявили, что пилот самолета, получив код «красный», должен был посадить лайнер на ближайшем аэродроме, то есть в Вильнюсе, а не лететь в Минск
Фото: Andrius Sytas / Reuters
Пилот самолета авиакомпании Ryanair, на борту которого летел бывший главный редактор Telegram-канала Nexta (власти Белоруссии признали его экстремистским) Роман Протасевич, нарушил инструкции, посадив воздушное судно в Минске, а не в Вильнюсе. Об этом в интервью телеканалу «Беларусь 1» заявил глава департамента по авиации белорусского Минтранса Артем Сикорский.
Комментируя опубликованные в Сети записи разговора пилота с диспетчером минского аэропорта, Сикорский заявил, что командиру самолета передали код чрезвычайного происшествия «красный». «Что значит для летчика код «красный»? Это значит, что он должен приземлиться на ближайшем аэродроме», — сказал он.
По его словам, в тот момент ближайший был именно аэродром в Вильнюсе, который находился в 70 км от лайнера. «Но самолет не думал ни снижаться, ни сбрасывать скорость, чтобы войти в посадочное положение», — добавил Сикорский.
Глава департамента задался вопросом, почему литовский пилот на самолете, зарегистрированном в Польше, нарушил инструкцию? «И ведь мы все это время как мантру талдычим: «Дайте нам внутрикабинные переговоры либо переговоры пилота с вильнюсским диспетчером, чтобы понять, почему он полетел в Минск», — продолжил Сикорский.
www.adv.rbc.ru
Он назвал абсурдными публиковавшиеся в СМИ предположения о том, что диспетчер консультировался с сотрудником КГБ Белоруссии, передавая пилоту код «красный». «Получается, что «сотрудник», наоборот, способствовал тому, чтобы самолет полетел в Вильнюс. <…> Самолет мог полететь на базовый аэропорт в Варшаве, по-моему, ближе, чем до Минска, <…> должен был полететь в Вильнюс», — отметил Сикорский.
Он подчеркнул, что в конечном счете решение всегда принимает командир самолета, а диспетчер лишь передает информацию и сопровождает прохождение самолета в выбранный им пункт в белорусском воздушном пространстве, обеспечивая безопасную навигацию. Глава департамента также обратил внимание, что в тот момент работал не один диспетчер — «решения принимались коллективно: есть старший диспетчер, есть руководитель полетов».
Читайте на РБК Pro
Шторм на рынке труда: почему российские компании отказывают соискателям
«Подарки» от ФНС: как изменятся налоги 1 января 2022 года
На рынке недвижимости США новый бум. Как на этом заработать инвестору
Как играть на бирже в 2022 году. Прогнозы аналитиков «Сбера»
Инцидент с самолетом Ryanair, который летел из Афин в Вильнюс, произошел в мае. В аэропорту Минска заявили, что лайнер запросил посадку из-за сообщения о бомбе. В то же время в авиакомпании сообщили РБК, что экипаж получил информацию о минировании от белорусских диспетчеров, которые дали указание посадить самолет в Минске. Для сопровождения пассажирского самолета в небо поднялся истребитель ВВС Белоруссии МиГ-29. В итоге с самолета были сняты Протасевич и его знакомая. Позднее оба были арестованы.
8 декабря газета The New York Times со ссылкой на источники и представителя службы безопасности Польши Станислава Зарина сообщила, что диспетчер, который бежал этим летом в Польшу, рассказал подробности инцидента с самолетом Ryanair. По словам собеседников издания, диспетчер заявил, что угроза взрыва на борту лайнера была заведомо ложной, а экстренная посадка самолета являлась операцией по поимке Протасевича, организованной белорусской спецслужбой. По словам представителей европейских спецслужб, речь идет о диспетчере Олеге Галегове, который покинул Белоруссию в июле.
На следующий день Польша опубликовала запись переговоров диспетчера минского аэропорта и пилота лайнера Ryanair. На записи слышно, что диспетчер и пилот общаются по-английски, однако во время переговоров сотрудника минского аэропорта по-русски консультирует посторонний человек. В Варшаве заявляли, что им мог быть агент КГБ.
Автор
Михаил Юшков
Минтранс
Белоруссия
Ryanair
Роман Протасевич
Nexta
пилот
Подпишись на VK РБК
Получайте новости быстрее всех