Евросоюз продолжает развитие связей с соседями России. Проявив активность на белорусском и армяно-азербайджанском направлениях, Брюссель приступает к обновлению программы «Восточное партнерство»
Фото: Virginia Mayo / AP
Как ЕС обновляет связи со странами СНГ
Все последние дни лидеры Европейского союза занимаются отношениями с бывшими и нынешними странами СНГ. В воскресенье, 12 декабря, президент Европейской комиссии Шарль Мишель и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель встретились с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской. Президента Белоруссии Александра Лукашенко в ЕС законным лидером страны не считают, после президентских выборов 2020 года в отношении белорусских властей было введено пять раундов санкций, последние по времени — уже в этом месяце, 2 декабря, за использование в качестве политического инструмента мигрантов, пытающихся незаконно прорваться из Белоруссии в Европейский союз.
В понедельник главы МИД ЕС, обсудив ситуацию в Африке, согласовали введение санкций против россиян и компаний, причастных, по их данным, к деятельности ЧВК Вагнера.
14 декабря вечером при посредничестве Мишеля в Брюсселе прошла встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Договоренность о ней была достигнута еще до того, как в Сочи 26 ноября прошли трехсторонние переговоры с участием российского президента Владимира Путина и лидеров Азербайджана и Армении. Во время прошлогодней второй карабахской войны Россия сыграла роль главного миротворца, ЕС отступил на второй план. «Запад попросту «по-джентльменски» пропускает Россию вперед, чтобы потом, в случае возникших расхождений, иметь пространство для маневра и предложения себя в качестве «более эффективного модератора», — описывает европейскую стратегию ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов (цитата по «Спутник-Армения»). В этой ситуации, в отличие от многих других кризисов, Запад и Россия, по замечанию эксперта, не рассматривают друг друга как жестких оппонентов.
В среду, 15 декабря, принципы отношений между ЕС и пятью странами — соседями России и программа их развития будут обновлены на саммите «Восточного партнерства».
www.adv.rbc.ru
Как Евросоюз движется на восток
Программа «Восточное партнерство» существует с 2009 года, ее цель — развитие отношений 27 стран Европейского союза с шестью постсоветскими странами (Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной). Все 12 лет существования программу преследуют кризисы, она постоянно критикуется Россией, в том числе за попытку превратить ее в «антироссийскую затею». Первым и самым масштабным кризисом стал украинский в 2013–2014 годах. События Майдана были спровоцированы решением тогдашнего украинского руководства отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС и создании зоны свободной торговли. Подписание этих соглашений было одним из главных элементов «Восточного партнерства». В итоге Украина, Грузия и Молдавия их заключили, а также установили с ЕС безвизовый режим. Оставшиеся участники от подписания амбициозных программ сотрудничества с ЕС отказались, развивая сотрудничество на удобной им скорости. Однако события 2014 года, в том числе присоединение Крыма к России, стали постоянным источником напряжения. На саммитах 2015 года стороны схлестнулись вокруг формулировки о признании территориальной целостности Украины, двумя годами позже от упоминания о Крыме и Украине отдельным пунктом пришлось отказаться, чтобы документ был поддержан всеми участниками.
Читайте на РБК Pro
Шторм на рынке труда: почему российские компании отказывают соискателям
«Подарки» от ФНС: как изменятся налоги 1 января 2022 года
На рынке недвижимости США новый бум. Как на этом заработать инвестору
Как играть на бирже в 2022 году. Прогнозы аналитиков «Сбера»
Белоруссия то посылает свои делегации на саммиты «Восточного партнерства», то игнорирует их. Не будет представителей официального Минска и на нынешнем форуме — Белоруссия в ответ на санкции Евросоюза приостановила участие в программе. Оставшимся участникам ЕС предлагает следовать пяти долгосрочным целям: развитие устойчивых и интегрированных экономик, поддержание верховенства закона, развитие экологической и климатической устойчивости, обеспечение устойчивой цифровой трансформации, равноправных, справедливых и инклюзивных обществ. На решение этих задач ЕС готов направить €2,3 млрд. Предполагается, что этот инвестиционный план привлечет еще до €17 млрд в виде государственных и частных инвестиций.
Однако обсуждением этих вопросов участники саммита вряд ли ограничатся. Источник в правительстве Германии заявил «РИА Новости», что форум может дать четкий сигнал солидарности с Украиной в условиях нынешнего обострения ситуации на российско-украинской границе, где, как утверждают в ЕС, Россия концентрирует военные силы. В повестке заседания этот вопрос не значится, но это не значит, что он не может возникнуть, сказал РБК высокопоставленный европейский источник. Будет ли пограничный кризис или другие вопросы, связанные с Россией, упомянуты в итоговой декларации, пока говорить рано, по состоянию на середину дня 14 декабря документ еще не был согласован, добавил источник.
«Восточное партнерство» находится в состоянии перманентного кризиса, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его словам, эту программу критикуют с разных сторон: одни считают, что она недостаточно активна и агрессивна со стороны Евросоюза, другие — что в нынешних условиях она теряет свою актуальность для многих участников. «Естественно, что когда речь идет о таком большом количестве разных стран, которые имеют совершенно различные алгоритмы взаимодействия в том числе с ЕС, разный уровень сотрудничества с Россией, то всегда очень трудно говорить о какой-то единой схеме и едином подходе. Конечно, программа так или иначе рассыпается на целый ряд индивидуальных проектов, по которым Евросоюз работает с отдельными странами «Восточного партнерства», — сказал Кортунов РБК. Он добавил, что есть примеры, когда отношения с Россией и Евросоюзом для стран — участниц программы развиваются по принципу игры с нулевой суммой, но есть и примеры того, как страны не без успеха пытаются лавировать между Москвой и Брюсселем и сохранять достаточно позитивные и выгодные для себя отношения как с Востоком, так и с Западом. «Среди таких примеров можно упомянуть Армению, которая является членом Евразийского экономического союза, но при этом очень активно развивает свои связи с Европейским союзом и получает значительные финансовые ресурсы от Брюсселя, как, впрочем, и от отдельных стран Евросоюза. Поэтому тут многое зависит от особенностей руководства, от исторического фона, на котором развиваются эти отношения, и от наличия или отсутствия политической воли со стороны Евросоюза», — заключил эксперт.
Авторы
Полина Химшиашвили,
Вероника Вишнякова
«Восточное партнерство»
саммит
Украина
Армения
Азербайджан
Молдавия
Подпишись на Twitter РБК
Получайте новости быстрее всех
Оставить комментарий
Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)