Создано антитело к коронавирусу

Оно нацелено на борьбу с белком COVID-19

Группа ученых из Утрехтского университета в Нидерландах создали антитело, которое предотвращает заражение живых клеток вирусом COVID-19 и блокирует его, сообщает Daily Mail. Такое открытие может стать важным шагом на пути к разработке эффективного лечения против коронавируса нового типа.

Создано антитело к коронавирусу

фото: pixabay.com

Антитело, известное как 47D11, нацелено на борьбу с так называемым «спайковым белком» (S-белок) новой опасной инфекции, который она использует для подсоединения к клеткам и распространения своего генетического материала.

Исследования на клетках мышей уже показали, что 47D11 связывается с этим белком, предотвращает его зацепление и эффективно его нейтрализует.

Ученые подчеркнули, что, если ввести это антитело больному, то оно может изменить «течение инфекции» или защитить незараженного человека, подвергшегося воздействию вируса.

Моноклональное антитело, также называемое иммуноглобулином, представляет собой защитный белок, вырабатываемый иммунной системой. Он распознает и фиксирует антигены (генетически чужеродные вещества) и удаляет их из организма. Молекулы, расположенные на поверхности антигена, отличаются от тех, что находятся в организме, что и позволяет иммунной системе распознать его как инородный.

Антитела вырабатываются специализированными белыми кровяными клетками, называемыми В-лимфоцитами или В-клетками. Когда антиген связывается с поверхностью В-клеток, он стимулирует их к делению и созреванию в группу идентичных клеток — клонов.

Зрелые В-клетки (плазматические клетки) выделяют миллионы антител в кровоток и лимфатическую систему. По мере циркуляции антител они атакуют и нейтрализуют антигены, идентичные тому, которые вызвали иммунную реакцию.

Коронавирус, который является причиной нынешней пандемии, очень схож по строению с SARS-CoV – возбудителем тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС), чья вспышка пришлась на 2002−2003 годы. Благодаря своим ранним исследованиям группа ученых обнаружила, что человеческое антитело 47D11 нейтрализует не только уже изученную атипичную пневмонию, но и новый Covid-19.

«Это исследование основано на работе, проделанной нашей группой в прошлом над антителами, нацеленными на борьбу с атипичную пневмонию, которая возникла в 2002/2003 году, — говорит соавтор исследования профессор Беренд-Ян Бош из Утрехтского университета. – Используя нашу коллекцию антител к атипичной пневмонии, мы обнаружили такое, которое также нейтрализует коронавирусную инфекцию нового типа в культивируемых клетках».

Доктор Бош добавил, что способность антитела побеждать оба штамма атипичной пневмонии позволяет предположить, что оно может иметь потенциал для смягчения последствий заболеваний, вызванных будущими новыми видами коронавирусов.

В своей лаборатории исследователи вводили в клетки мышей «спайковые белки» различных коронавирусов, включая SARS и MERS.

Затем команда выделила 51 нейтрализующее антитело, продуцируемое мышиными клетками, которые были нацелены на нейтрализацию S-белков. Одним из них стало как раз 47D11, которое сумело предотвратить заражение клеток SARS-CoV-1.

Успешное антитело 47D11 связывается с ферментом под названием ACE2 – который также присутствует в коронавирусе – и действует как «дверной проем», через который инфекция проникает в клетки человека.

«Несмотря на то, что я считаю эту разработку интересной, нужно понимать, что процесс введения людям антител не лишен риска, — рассказал Daily Mail профессор микробиологии в Университета Рединга доктор Саймон Кларк. – Она должна пройти надлежащие клинические испытания».

«Без результатов каких-либо исследований на живом организме невозможно сделать вывод, что продукт будет эффективен, — рассказывает Daily Mail приглашенный профессор фармацевтической медицины в Королевском колледже Лондона доктор Пенни Уорд. – Потенциал разработки был бы значительно усилен, если бы противовирусный эффект наблюдался на животной модели».

Антитело было сгенерировано с использованием технологии трансгенных мышей H2l2 американской биотехнологической компании Harbour BioMed.

«Для оценки того, может ли это антитело защитить или уменьшить тяжесть заболевания у человека, требуется гораздо больше работы», — говорит доктор Цзинсун Ван, основатель и генеральный директор Harbour BioMed. – Мы планируем продвигать разработку антитела вместе с партнерами. Кроме того, мы считаем, что наша технология может внести свой вклад в решение самой насущной проблемы в сфере общественного здравоохранения».