Найдены превращающие в «зомби» вирусы

У гигантских вирусов обнаружили признаки живых существ

Группа ученых из США под руководством Мухаммеда Монируззамана из Политехнического университета Вирджинии обнаружила необычные гены в группе гигантских вирусов, которые по размеру сравнимы с бактериями. Соответствующие гены дают возможность вирусам перестроить метаболизм клетки-хозяина, превращая ее в подобие «зомби», пишет журнал Nature Communications.

Найдены превращающие в "зомби" вирусы

фото: pixabay.com

Американские ученые сделали анализ разнообразия вирусов, просматривая общедоступные базы метагеномов (выделенные из окружающей среды наборы генов). В статье говорится о том, что исследователи собрали гипотетические геномы для 501 различных типов крупных ядерно-цитоплазматических ДНК-содержащих вирусов, которые преимущественно обитают в водной среде, где они инфицируют одноклеточные водоросли. Выяснилось, что гигантские вирусы обладают огромным разнообразием генов, которые принимают участие в клеточном метаболизме, в частности, в поглощении питательных веществ, а также метаболизме азота.

В более ранних исследованиях у гигантских вирусов обнаружили гены, которые, как принято считать, были получены путем горизонтального переноса генов. Это свидетельствует о том, что вирусы могут по ошибке получить ДНК от зараженных хозяев. Вместе с тем в данном случае были выявлены эволюционные изменения в генах, что указывает на тесные контакты между инфекционными агентами и их хозяевами. По мнению ученых, вирус-специфические метаболические гены могли быть приобретены миллионы или миллиарды лет назад.

С точки зрения исследователей, как только такой вирус инфицирует одноклеточный организм, то он начинает перестраивать фундаментальные аспекты физиологии клетки. Это меняет представление о традиционном взгляде на вирусы, чье воздействие на организм рассматривалось через влияние на смертность зараженных организмов, а не каким образом они изменяют их функции.