Совет Федерации поддерживает предложение об установлении нулевой ставки НДС по всей цепочке обращения с твердыми коммунальными отходами

1 просмотров Комментарии Выкл.

Совет Федерации поддерживает предложение об установлении нулевой ставки НДС по всей цепочке обращения с твердыми коммунальными отходами

masha_ta / Depositphotos.com

Согласно действующей редакции Налогового кодекса не подлежит обложению НДС реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказываемых региональными операторами. Данное правило применяется в том случае, когда орган регулирования тарифов – региональный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (в случае передачи ему полномочий по регулированию тарифов законом соответствующего субъекта РФ) – утвердил предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета данного налога (подп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ). Нулевая ставка НДС применяется в течение пяти лет с момента введения указанного тарифа, даже если впоследствии – в рамках обозначенного пятилетнего периода – тарифный орган принял решение об учете налога при определении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора. Тарифы в сфере обращения с ТКО, напомним, вводятся в действие с начала очередного календарного года не менее чем на 12 месяцев, и в течение этого срока не пересматриваются, за некоторыми исключениями (п. 4 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами). Правило о возможности обнулять НДС применяется в отношении оказываемых региональными операторами услуг по предельным единым тарифам, действующим с 1 января 2020 года (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 211-ФЗ).

Определенная проблема с реализацией этой значимой для региональных операторов нормы заключается в том, что даже если решением органа регулирования тарифов предусмотрено исключение НДС из единого предельного тарифа на услуги оператора, это возможно, только если все или абсолютное большинство услуг по обращению с отходами осуществляются непосредственно оператором. На практике же выполнение многих действий, в частности по транспортировке отходов, передается на аутсорсинг.

Нюансы заключения прямых договоров между собственниками помещений в МКД и региональными операторами – в материале «Предоставление коммунальных услуг РСО и региональным оператором по обращению с ТКО» Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ
При этом, несмотря на нормативно закрепленное требование о компенсации размером тарифов экономически обоснованных расходов организаций на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечении экономически обоснованного уровня доходности деятельности в области обращения с ТКО (п. 7 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами), пока система региональных операторов убыточна – по экспертным оценкам, на 20-25%. В том числе из-за недостаточной собираемости платы за обращение с ТКО: по приведенным на состоявшемся вчера Совете Федерации совещании, посвященном обсуждению вопросов тарифообразования в сфере деятельности региональных операторов, председателем совета директоров группы компаний «Чистый город» Полиной Вергун данным, она составляет для большинства операторов 80%. В таких условиях им необходима дополнительная поддержка, и наиболее эффективной мерой может стать установление нулевой ставки НДС для всех услуг по обращению с отходами, подчеркнули представители отрасли. «Действующая норма об исключении НДС действительно актуальна там, где региональный оператор осуществляет всю цепочку услуг по обращению с отходами или большую ее часть. Коллеги справедливо говорят, что если такое исключение запустить по всей цепочке, то это даст гораздо больший эффект: можно получить снижение тарифа почти на 20%, а не на 3-4%, как сейчас», – пояснил заместитель генерального директора публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (созданной в соответствии с Указом Президента РФ от 14 января 2019 г. № 8 для формирования комплексной системы обращения с ТКО) по вопросам правового и аналитического сопровождения Алексей Макрушин. Он также отметил, что компания в настоящее время готовит предложения по повышению собираемости платы за обращение с ТКО, реализация которых позволит достичь показателя в 95% в течение двух-трех лет.
 
Однако эксперты учитывают вероятность того, что Минфин России может быть против обнуления НДС для привлекающих подрядчиков региональных операторов, поэтому предлагают рассмотреть и вариант понижения для них ставки налога, например до 10%, что также позволит снизить тарифы, хотя и не так значительно. Как сообщил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, сенаторы поддерживают предложение об обнулении или по крайней мере уменьшении ставки НДС для всех региональных операторов.
 
Не менее важным, по мнению представителей экспертного сообщества, является и корректировка подхода тарифных органов к учету расходов операторов на транспортирование ТКО – мнения операторов и регуляторов об их обоснованности часто расходятся, в результате чего рассчитанные оператором показатели (обосновывающие материалы с расчетами, напомним, прилагаются к заявлению об установлении тарифов в соответствии с п. 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами) значительно урезаются. Наличие проблемы подтверждают и представители федеральных органов власти – ФАС России уже разработала проект поправок в Постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» в части установления предельного размера расходов на транспорт. Документ внесен в правительство и может быть принят до конца апреля, прогнозирует заместитель руководителя антимонопольного ведомства Виталий Королев.
 
Кроме того, в решении проблемы с учетом расходов на транспортировку должно помочь также утверждение федеральной схемы обращения с ТКО, считает Алексей Макрушин. В ней, в частности, предполагается предусмотреть механизм определения обоснованных транспортных затрат на основе стоимости транспортировки одной тонны конкретного вида отходов в расчете на 1 км и протяженности маршрутов. 

Источник: garant.ru

Похожие статьи